ОПЕРАЦИЯ «АРГО» (ARGO)
Жанр: политический триллер
2012, США, 120 мин.
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудмен, Виктор Гарбер, Тейт Донован, Клеа Дюваль, Скут МакНэйри
Успех режиссёрского дебюта Бена Аффлека многие были склонны считать случаем единичным, намекая на то, что начинающему постановщику просто «повезло», и вряд ли он в последующих работах достигнет заданной планки. Но Аффлек, с присущими ему спокойствием и целеустремлённостью выпустил вторую картину, ничуть не менее успешную, дав чёткую предпосылку к тому, что мы, возможно, являемся свидетелями становления одного из самых уважаемых режиссёров недалёкого будущего. И вот настало время третьей работы, которая явилась для кинематографиста своеобразным «экзаменом», потому как здесь он меняет намеченный ранее курс, и отходит от криминального мира Бостона, столь удачного воссозданного в первых двух фильмах, и представляет высокоточный напряжённый политический триллер, являющейся реконструкцией реальных исторических событий.
Детали тайной операции, о которой рассказывает картина, были рассекречены лишь в 1997 году. Сами же события происходили в период 1979 — 1981, когда американское посольство в Иране подверглось нападению разъярённых граждан, и его сотрудники оказались в заложниках. Однако, перед тем, как посольство было захвачено, шестерым его сотрудникам удалось покинуть здание. И в этом главная проблема — они вынуждены скрываться. Если их обнаружат — шансов выжить у них нет. Но при этом их обнаружение также может стоить жизням заложникам в посольстве, не говоря уже о канадцах, взявших на себя риск помочь беглецам. Сцена захвата посольства потрясает — без какого-либо перебора в плане визуального насилия в кадре она пропитана невероятным психологическим напряжением, потому как всё происходящее выглядит поразительно реальным и по-настоящему пугающим.
Это тот старт, который берёт Аффлек в намерении погрузить зрителя в атмосферу паники и волнения, пронизывающие фильм до последних минут. При этом политическая подноготная здесь не является главным элементом — история интересна, прежде всего, именно своей эмоциональной составляющей. В первую очередь важен тот факт, что жизни обычных людей находятся в опасности, и сценарий уверенно рисует картину таким образом, чтобы зритель почувствовал, что герои ему не безразличны. Это просто люди, которые, выполняя свою работу, оказались в неудачное время в неудачном месте — от подобного никто не застрахован, независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. И тот ужас, который вселяет разъярённая толпа, показан в фильме очень чётко: например, есть сцена, когда фургон, в котором находятся беглецы, под прикрытием должен аккуратно проехать сквозь плотную демонстрацию митингующих, с фанатичной злобой и недовольством выкрикивающих свои лозунги.
Концентрация напряжения в этот момент зашкаливает — кажется, как будто сам находишься в этом автомобиле, и пытаешься отвлечься от мыслей о страхе расправы. Удивительно, потому как из подобного, не такого уж сложного и увлекательного на первый взгляд сюжета, могла бы получится картина сухая и мало-эмоциональная — но Аффлек как-то ненавязчиво находит нужные струны в душе у зрителя, и без излишних технических ухищрений добивается нагнетания колоссального саспенса. В этом плане фильм поставлен настолько мастерски, что, даже зная наперёд развязку истории, всё равно не можешь избавиться от ощущения, что произойти может всё что угодно; и создатели всерьёз заставляют поверить в то, что при одном неверном шаге хрупкое равновесие ситуации может мгновенно разрушиться в любой момент.
Картина увлекает с первых минут, но, бесспорно, на руку этому играет ещё и то, что помимо реалистичности и леденящего кровь напряжения здесь неожиданно много юмора. Причём он как раз там, где и должен быть, то есть искать много иронии в сценах в Тегеране, смысла не имеет: фильм ни на секунду не теряет сцепления с реальностью и не отходит от своего главного направления. Но действие у нас разворачивается параллельно ещё и в Голливуде, и где, как не там можно вдоволь поиронизировать над причудами киноиндустрии. Тоже касается и бюрократии в коридорах ЦРУ. Здесь ещё добавляет пикантности факт наличия многих звёзд Голливуда в небольших или вовсе эпизодических ролях. Также нельзя не отметить общий стиль, призванный в полной мере передать атмосферу времени, который не ограничивается лишь костюмами, причёсками и декорациями. С самого начала картина показывает стилизацию под конец семидесятых, что выражается в характерной цветовой гамме с лёгким замутнением изображения, шрифте во вступительных титрах, ну и элегантно добавленными «царапинами» на плёнке. Впоследствии, картинка придёт в норму, но такое элегантное начало грамотно задаёт тон необходимой исторической атмосфере.
«Argo» переносит события на экран как можно более достоверно (лишь только ближе к финалу создатели не удержались от соблазна несколько «приукрасить» действие для большего драматизма), но при этом в полной мере заботится о том, чтобы история не выглядела сухой, а смотрелась с интересом и держала в напряжении. Всё это дополняется чётким выверенным стилем, невероятно уверенной режиссурой и органичными актёрскими работами. При этом, что характерно — фильм не пытается облегчить себе задачу, сознательно «давя на жалость», также как и не прибегает к эксплуатации привычных жанровых клише. Как результат — небанальный, невероятно напряжённый и увлекательный триллер, который смотрится на одном дыхании.
Василий Марин