«Я ЗНАЮ, ЧТО БЫЛ СЛЕП, НО ТЕПЕРЬ Я ПРОЗРЕЛ»
БЕШЕНЫЙ БЫК (RAGING BULL)
Жанр: драма
1985, США, 129 мин.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Кэти Мориарти, Джо Пеши, Фрэнк Винсент, Николас Коласанто, Тереза Салдана, Марио Галло, Фрэнк Адонис
Эпилоговая библейская цитата в память об учителе Скорсезе могла и не появиться, равно как и сам фильм. В 1978 году Мартин в результате передозировки кокаина попал аккурат между жизнью и смертью. Благополучный исход и Роберт Де Ниро, убедивший его снять киноленту о боксере, через несколько лет вылились в предмет совместного труда по прозвищу «Бешеный бык».
Кинолента снята по мотивам автобиографических мемуаров итало-американского боксера Джейка «Быка из Бронкса» Ламотты, блиставшего на ринге в послевоенную пред рок-н-ролльную эпоху, и охватывает двадцатилетний отрезок судьбы экс-чемпиона мира в среднем весе. Для всеобъемлющего представления о боксе и Джейке в частности, следует понимать, что в тогдашнем кулачном спорте ежемесячные поединки считались нормой, а атлет с «чистым», читай без поражения, послужным списком из тридцати побед считался всего-навсего неопытным бойцом, которому рано выходить на титульный поединок. Очевидно, что в таких условиях стать звездой получалось далеко не у всех – кто-то получал серьезную травму, превратившись из боксера в инвалида, кто-то попадал в «черный список» мафии, стоявшей во главе спорта, а кто-то просто не имел способностей, становясь трамплином для более одаренных ребят. Но Джакоббе благодаря собственной смелости, граничащей с безрассудством, помимо чемпионства сумел войти в пятерку лучших средневесов двадцатого века по версии авторитетного американского издания «The Ring».
Легендарная бычья неукротимость в ринге сослужила Ламотте дурную службу за его пределами. Начиная с маниакальной ревности по отношению к своей жене и заканчивая сплошными конфликтами с окружающим миром, включая блюстителей порядка и собственного брата-менеджера. Он лишается всего, оставаясь очередной исторической сводкой о человеке, упустившего мир сквозь пальцы. Воплотив Джейка, Роберт Де Ниро заразился и стал одержимым своим персонажем, передавая бурлящий, неистовый и противоречивый нрав героя через экран прямиком в эмоциональный центр зрительского мозга. Вставка импровизированной сцены ругани с соседом, который ничего не подозревал о ведущихся в доме съемках, трехмесячное питание в Парижских ресторанах ради набора впечатляющих двадцати семи килограммов. В отдельные моменты Роберт походит на механическую игрушку, которую завели и предоставили самой себе, спрятав съемочные камеры, дабы не ограничивать свободное течение жизни Джейка-персонажа. Сам Джейк Ламотта признавал, что после просмотра он осознал, каким отвратительным человеком был. После такого говорить о скрупулезно воссозданном сломанном носе и превосходной спортивной форме в сценах боксерских поединков как-то неудобно.
Если без Де Ниро представить «Бешеного быка» было бы тяжело, то без поставочной стилистики Скорсезе, привнесшего автобиографическое видение итальянских устоев, это было бы просто невозможно. Оглядываясь назад, к упомянутой передозировке наркотиками, можно сказать, что это помогло режиссеру переосмыслить и расширить собственные представления о человеке, дошедшего до крайней точки. Именно это отождествление с Ламоттой, с человеком, познавшим успех в молодости, но так и не сумевшим с ним возобладать, финальным штрихом превратило просто драму в реальную жизнь. В жизнь, где жесткость, а порой жестокость самоуничтожает и оставляет наедине с самим собой, заставляя цитировать любимые фрагменты из фильма «В порту» и вспоминать об аплодирующих стоя зрителях, щелкающих затворами фотоаппаратах и протяжном кличе «Дже-е-е-йк Ламотта!» из уст ринг-аннонсера.
Ярик Ленциус