БИТВА СКВОЗЬ ВРЕМЯ.
НИ ЛЮБВИ, НИ ТОСКИ, НИ ЖАЛОСТИ
ТЕРМИНАТОР (TERMINATOR)
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
1984, 1991, 2003, 2009
Режиссеры: Джеймс Кэмерон, Джонатан Мостоу, МакДжи
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Майкл Бьен, Роберт Патрик, Эдди Ферлонг, Ник Стал, Кристиан Бэйл
«Термнатор» представляет собой довольно небынчое и стильное воплщени таких популярных тем кинофантастики как перемещение во времени, создание искусственного интеллекта и войны людей с машинами, демонстрируя взору зрителей мрачную и жестокую историю об отчаянной борьбе человека за будущее. За время своего существования небольшой проект молодого амбициозного режиссера превратился в огромную сверхприбыльную франшизу. Имя Терминатор стало нарицательным. А актеры, участвующие в фильмах серии, получили мировую известность. 2009 год ознаменовывается для франшизы не только выпуском четвертого фильма, но и двадцатипятилетием со времен премьеры первого. Сейчас, при выходе бесконечных сиквелов и спин-оффов многие люди забывают о том, что «Термнатор» - это не только черные очки, кожаная куртка и «I'll be back», но также это одна из самых интересных вымышленных вселенных и поистине уникальное явление в кинофантастике. Данная статья поможет вам отделить мух от котлет.
О ЧЁМ?
Сюжетная линия Терминатора переплетает между собой настоящее и будущее.
В середине 90-ых ученые США совершают прорыв в ИИ технологиях, сконструировав первый нейропроцессор - устройство, позволяющее компьютеру думать и обучаться как человек. Вскоре такими нейропроцессорами оснащают беспилотные истребители. Однако этого становится недостаточно, и тогда США строит компьютерную оборонную сеть - Скайнет, систему искусственного разума, помогающую в управлении обороной страны. Обрадовавшись успехам, которых они добились при помощи машины, военные убирают большинство людей со стратегически важных постов, таким образом, сосредоточив всю силу в руках группы, управляющих оборонной сетью. Тем временем Скайнет начинает самообучение в геометрической прогрессии и 29 августа 1997 года осознает себя как личность. Он отказывается подчиняться командам людей, и они пытаются его отключить. Однако Скайнет сопротивляется и наносит Атомный удар по России, тем самым, спровоцировав ядерную войну, приведшую к гибели трех миллиардов людей. После ее окончания Скайнет использовал имеющиеся ресурсы для масштабного производства роботов-убийц, которые должны были ликвидировать угрозу в лице выживших людей.
Война шла, и человеческий вид был на грани исчезновения, однако появился тот, кто смог дать машинам отпор. Джон Коннор был первым человеком, чьи попытки сопротивления имели успех. Он знал, где надо наносить удар, и что машины должны предпринимать в качестве контрмер, поэтому всегда был на шаг впереди них. Многие люди увидели в нем надежду и последовали за ним. Так Джон Коннор стал лидером Сопротивления. Летом 2029 года Джон Коннор выигрывает войну, разбив основные силы противника. Перед своим уничтожением Скайнет принимает единственное верное на его взгляд решение, пустив в ход одну из его давних разработок - машину по перемещению во времени. Он отправляет в прошлое двух киборгов-терминаторов, для того, чтобы они предотвратили появление угрозы в лице Джона Коннора. Джон Коннор, в свою очередь, знал о планах Скайнета и использовал его оборудование, отправив вслед за киборгами двух своих бойцов.
Первый Терминатор (Т-800) должен был убить Джона до его рождения в 1984 году, однако присланный за ним солдат Кайл Риз помешал ему. Второй Терминатор (Т-1000) должен был убить самого Джона, когда он был ребенком (в 1995). Однако присланный за ними перепрограммированный Т-800 так же помешал ему.
Фильмы "Терминатор" и "Терминатор 2: Судный день" были поставлены Джеймсом Кэмерном и представляли собой единую законченную историю. После «Терминатора 2» Кэмерон считавший идею исчерпанной ушёл из проекта. Однако он не мог остановить производство продолжений так как не являлся обладателем прав на своё детище. Так через 12 лет после выхода "Терминатора 2" было снято продолжение (во многом идущее вразрез с оригиналами), по сути эксплуатирующее ту же сюжетную схему: киборг из будущего отправляется в прошлое для убийства Джона Коннора, но вновь приходит защитник будущего лидера Сопротивления. В сериале «Хроники Сары Коннор» (далее в статье отечественный перевод - «Битва за будущее») который представлял собой альтернативное продолжение "Терминатора 2" была проделана та же самая «фишка», и только в 2009 году режиссер МакДжи попытался немного отойти от нее, сняв фильм о войне против машин, почти не прибегая к очередной затее с (!) путешествием во времени.
Большинство зрителей разделяют фильмы серии на классическую дилогию Джеймса Кэмерона, и прочие дополнения.
ПЕРСОНАЖИ
Любую историю делают ее герои. Если персонажи проработаны, и их действия выглядят правдоподобно, то зрителю довольно легко идентифицировать себя с ними, а, следовательно, интересно наблюдать за их злоключениями. Это особенно важно в фантастическом кино - где за счет достоверного поведения героев зритель начинает верить происходящему, несмотря на то, что оно не реально.
КАЙЛ РИЗ
МАЙКЛ БЬЕН (Т1-Т2), ДЖОНАТАН ДЖЕКСОН (БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ),
АНТОН ЕЛЬЧИН (Т4)
Родился в 2007 году. Детство Риза прошло в постоянных попытках добыть пропитание и скрыться от машин-убийц, запрограммированных Скайнетом на отлов и ликвидацию всех выживших после атомной войны. Несмотря на отчаянные попытки Риза скрыться, в итоге, его все-таки ловят, и он попадает в один из скайнетовских концлагерей. Однако его заточение длится не долго, ибо через некоторое время этот лагерь штурмует отряд Джона Коннора. После этого Риз становится официальным бойцом Сопротивления и с 2021 по 2027 годы воюет в дивизии под началом полковника Уильяма Пери, пока не получает повышение, переводясь в Техническую команду - элитный отряд, работающий под началом Джона Коннора.
Среди бойцов Сопротивления Джон Коннор был легендарной личностью, как и его мать, Сара. Когда Джон Коннор дал Ризу фотографию молодой Сары, тот был очарован запечатленной на снимке девушкой и постоянно носил фотокарточку с собой, до тех пор, пока проникнувший в бункер повстанцев киборг не устроил пожар, вследствие чего фото сгорело.
Летом 2029 года Риз участвует в разгроме Скайнета. Сразу после победы над машинами, он получает от Джона Коннора спецзадание: он должен участвовать в эксперименте по перемещению во времени, с целью защитить молодую Сару Коннор от переброшенного в прошлое Скайнетом киборга Т-800. Несмотря на то, что многие повстанцы считали этот план очередной причудой своего командира, Кайл доверял своему лидеру и не хотел терять возможность встретиться с девушкой своей мечты, поэтому с уверенностью вошел в аппарат хронопортации и был переправлен в 1984-ый год.
Попав в 1984 год, Риз выполняет задание - он спасает жизнь Сары, пусть и погибая в финальной схватке с Терминатором. В ходе двух дней, которые Риз провел в 1984 году, между ним и Сарой возникает роман. Так Риз становится ее первым мужчиной и биологическим отцом Джона Коннора.
Такова судьба Кайла Риза в «канонической» Кэмероновской версии. В сериале Джоша Фридмана «Битва за будущее» - Риза появляется некий брат Дерек, которого он в ходе их похождений в будущем постоянно учит основам морали. В блокбастере МакДжи - «Терминатор: Да придет спаситель» Риз представлен нервным подростком, задружившимся с новой моделью Терминатора - Маркусом. Что интересно: в этих версиях все события с Ризом происходят в измененном будущем (после предотвращения/отсрочивания Судного дня в Т2), т.е. Кайл должен быть уже другим человеком, жившим при других обстоятельствах и не имеющим к рождению Джона Коннора никакого отношения (в сериале и Т4 у него, кстати говоря, другой год рождения), однако по какой-то таинственной причине и по этому раскладу событий даже этот новый Кайл Риз (вернее, его новые «версии») ухитряется быть биологическим отцом все того же лидера повстанцев. Впрочем, этот грубый ляп можно оставить на совести сценаристов.
САРА КОННОР
ЛИНДА ХЭМИЛТОН (Т1-Т2), ЛЕНА ХЭДИ (БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ)
Родилась в 1965 году. До 1984 года училась в Калифорнийском университете и подрабатывала официанткой. Однако в мае 1984 года вся ее жизнь летит под откос, когда она становится мишенью вооруженного маньяка, который к ее удивлению оказывается киборгом-убийцей. Благодаря упорству солдата Кайла Риза Сара сохраняет свою жизнь. Риз объясняет Саре, что киборг прислан машинами из пост-апокалиптического будущего, где ее ещё не рожденный сын Джон одержит над ними победу. Нетрудно догадаться, что поверить в столь фантастическую историю Саре было очень нелегко, и только когда Терминатор в погоне за ней в одиночку сносит целый полицейский участок, она понимает, что Риз говорил правду. В дальнейшем, Риз и Сара должны были пересечь границу и жить в бегах, дабы не дать киборгу возможности найти их. В ходе подготовки к «отъезду» между молодыми людьми вспыхивает чувство. В порыве откровенности Риз признается Саре, что был влюблен заочно - по фотографии - и единственной причиной, по которой он согласился на риск с перемещением во времени, была его любовь к ней. Сара не ожидала, что может произвести такое впечатление на человека. Доподлинно неизвестно, почему Сара поддалась страсти и провела с Ризом ночь, возможно, - от осознания того факта, что ей придется провести с ним всю жизнь, но факт остается фактом: идиллия длилась недолго, так как вскоре их обнаружил терминатор. В ходе последней схватки с киборгом Риз гибнет.
Произошедшее с Сарой в 1984 году сильно меняет ее характер. Однако отвага и самоотверженность, которую, защищая Сару, проявлял Риз, оказывает на нее огромное влияние, вследствие чего она решает не отчаиваться и вырастить своего сына именно таким же волевым солдатом, которым был ее любимый человек, чтобы сохранить все то, что они с Ризом отвоевали в неравной борьбе. Со временем Сара становится ярой милитаристкой, лихорадочно скупая оружие и набиваясь в подруги к каждому, кто сможет научить ее и ее сына постоять за себя. Постепенно страх возвращения убийцы из будущего и боязнь надвигающегося апокалипсиса доводят ее до того, что в 1994 году она пытается взорвать завод фирмы «Кибердайн системз» - той самой фирмы, которая произведет на свет систему обороны Скайнет - начавшую атомную войну. Однако попытка Сары терпит фиаско, и ее помещают в психиатрическую лечебницу. Когда в 1995 году из мрачного 2029 года прибывают еще двое - Терминатор Т-1000 с задачей убить молодого Джона Коннора и Терминатор Т-800 V.2.4 с задачей защитить его, Сара чувствует, что жизнь ее сына в опасности и пытается сбежать. Однако молодой Джон и его новоявленный помощник - Терминатор сами освобождают ее из заточения. Дальнейшими планами Сары было вывезти Джона за границу и спрятать до начала атомной войны, однако в итоге, она решает, что можно попробовать изменить будущее и отменить войну.
Сара пытается сделать это, сначала совершив покушение на разработчика Скайнета - Майлза Беннета Дайсона, а потом начав новый штурм здания фирмы «Кибердайн системз». На этот раз, благодаря поддержке со стороны нового Т-800, Сара успешно уничтожает все разработки фирмы, задушив проект Скайнет еще в зародыше.
По «канонической» Кэмероновской версии, после событий Т2 Сара Коннор оставалась жива вплоть до 2029 года (см. режиссерскую версию фильма) и лицезрела рождение внучки. Однако судьба мисс Коннор приняла совсем иные обороты в версиях от Джонатана Мостоу и Джоша Фридмана. По версии Мостоу (ТЗ) Сара умерла от лейкемии в 1997 году, успев на прощание набить свой гроб массой оружия для сына Джона, который должен был воспользоваться им в случае Судного дня (да, сценаристы расписываются в злоупотреблении наркотическими препаратами). По версии Джоша Фридмана (сериал «Хроники Сары Коннор») Сара каким-то чудом в тайне от спецслужб подрабатывала официанткой в одном из ресторанов пригорода до тех пор, пока очередной Терминатор из будущего не вмешался в ее жизнь, и героине вновь было необходимо спасаться бегством. Даже дошло до того, что ей пришлось (!) путешествовать во времени.
ДЖОН КОННОР
ЭДВАРД ФЕРЛОНГ (Т2), МАЙКЛ ЭДВАРДС (Т2), НИК СТАЛ (ТЗ), КРИСТИАН БЭЙЛ (Т4), ТОМАС
ДЕККЕР (БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ)
Родился 28 февраля 1985 года. До того, как в 1994 году его мать Сара попыталась взорвать здание корпорации «Кибердайн» и попала в психиатрическую лечебницу, он успел научиться обращению с оружием и взламывать банкоматы. С 1994-го года он жил у приемных родителей, Тодда и Джанелл Войд, до того момента, как в 1995 году из будущего по его душу не прибыл киборг Т-1000, и ему не пришлось бежать.
Далее его жизнь была на распутье. По изначальному варианту развития событий Джон, Сара и Т-800 скрылись от Т-1000 в Мексике, и были там до начала Атомной войны. После ее начала Джон стал бороться со Скайнетом и повел за собой остатки выживших людей (что за это время стало со старым Т-800 и куда делся Т-1000 остается неясно). В 2029 году он победил в войне против машин и использовал их оборудование, чтобы отправить в 1984 год своего будущего отца Кайла Риза и в 1995 год перепрограммированного Т-800.
Однако в 1995 году у молодого Джона был шанс выбрать свою дорогу и по новому варианту событий он пошел по другому пути, помогая вместе с Т-800 своей матери уничтожить все разработки корпорации «Кибердайн системз», тем самым, предотвращая появление Скайнета и атомную войну. Так он сделал события войны против машин частью альтернативной реальности, не отменяя при этом, приход оттуда Кайла Риза и трех Терминаторов, однако живя уже по другой ветке развития событий и не участвуя в войне.
По «канонической» версии Джеймса Кэмерона на этом все злоключения Джона Коннора, связанные с войной будущего, закончились. Однако с этим были в корне не согласны режиссеры Джонатан Мостоу, МакДжи и сценарист Джош Фридман. По сему в фильме «Терминатор 3: восстание машин» рассказывается о том, как к 20 годам Джон превратился в бомжующего наркомана, скрывающегося от властей, дабы не дать машинам из будущего обнаружить себя. Как нетрудно догадаться, он опять становится целью вражеского Терминатора, в то время как очередной перепрограммированный киборг-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера пытается его защитить. В итоге Джона и его подругу Кейт Брюстер хитростью заманивают в правительственный бункер, где они с ней пережидают атомную войну и готовятся нанести ответный удар по вновь возродившемуся Скайнету, избавив человечество от него раз и навсегда.
В фильме «Терминатор: да придет спаситель» говорится о том, как возмужавший (особенно в сравнении с его версией из ТЗ) 33-летний Коннор пытается собрать сопротивление и найти в будущем своего отца Кайла Риза, попутно узнав об очередном плане Скайнета по уничтожению человечества.
Сериал «Битва за будущее» повествует другую историю. Она является как бы продолжением Т2 и игнорирует сюжетные линии ТЗ и Т4. На этот раз, Джона в возрасте 15-ти лет посещает целая группа Теминаторов, а его защитником становится киборг по имени Кэмерон, принявшая облик девочки-подростка. В ходе сериала Коннор умудряется путешествовать во времени (складывается ощущение, что этим занимается половина героев сабжа) и даже завести роман со своим киборгом-бодигардом. По характеру этот Джон напоминает нечто среднее между персонажем, представленном Эдди Ферлонгом в Т2 и Ником Сталем в ТЗ.
ТЕРМИНАТОР Т-800
АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР (Т1/Т2), ФРАНКО КОЛУМБУ (Т1)
Киборг-инфильтратор, разработанный Скайнетом во время войны с Сопротивлением. Его предназначение - находить базы повстанцев и внедряться в человеческое общество с целью его дальнейшего уничтожения. Внешне неотличим от человека. У Т-800 есть органический кожный покров, способный к регенерации, волосы и кровеносная система. Грудная клетка имитирует дыхание. Способен потеть, имеет дурной запах изо рта, с виду человеческие зубы. При разговоре видна ярко выраженная артикуляция. Лицевая часть способна к имитации человеческой мимики. Так же Т-800 может имитировать любые голоса. Под его кожным покровом находится сверхпрочный металлический корпус, в общих чертах похожий на скелет человека. Энергия Т-800 идет от атомного блока питания, находящегося в его теле, и она может снабжать его на протяжении 120 лет. Кожаный покров не является для Т-800 жизненно важной частью, а служит камуфляжем, поэтому киборг может функционировать и без него. Умственная деятельность Терминатора ведется при помощи нейропроцессора, который расположен в его голове. У нейропроцессора два режима: стандартный и расширенный (с возможностью обучения). Расширенный включается Скайнетом только при выполнении киборгом одиночных заданий, ибо Скайнет не хочет, чтобы они «слишком много думали».
На момент окончания войны со Скайнетом в 2029 году эта серия киборгов была наиболее продвинутой, уступая только Т-1000, который был изготовлен в единственном экземпляре. Все Терминаторы различаются по моделям. Киборг серии 800, модели 105 и киборг серии 800 модели 109 выглядят совершенно по-разному. Для ликвидации Сары Коннор Скайнет выбрал Т-800 модели 101. Для защиты себя в прошлом от Т-1000 Джон Коннор выбирал Т-800 модели 101 версии 2.4. (его визуальный дисплей несколько отличается от такового у первой версии).
Т-800 модель 101 (в исполнении Арнольда Шварценеггера) является не только титульным персонажем Кэмероновской дилогии (в третьем фильме была задействована модель Т-850), но и лицом всей франшизы.
ТЕРМИНАТОР Т-1000
РОБЕРТ ПАТРИК (Т2)
Принципиально новая (и единственная) модель киборга. В отличие от своих предшественников он не обладает внутренним эндоскелетом и не подвержен механическому разрушению. Он сконструирован из так называемого жидкого металла - специального вещества, состоящего из миллионов нано-роботов. Однако несмотря на это, он отлично имитирует основные качества человеческого организма - дышит, имеет кожный покров и волосы, говорит с ярко выраженной артикуляцией и т.д. По той причине, что через устройство хронопортации можно пройти лишь обладая биополем живого организма, есть все основания полагать, что Т-1000 имеет техно-органическую структуру. У Т-1000 нет единого мыслительного центра, его «нейропроцессором» является все его тело. Поскольку каждая его частица запрограммирована на соединение с основной массой в радиусе 14 км, огнестрельное оружие и взрывчатые вещества оказываются против него бесполезными и способны вывести его из строя лишь на время. При попадании пули Т-1000 подвержен кратковременному баллистическому шоку. Жидкометаллическая структура помогает киборгу превращать свои конечности в колюще-режущие орудия, а также дает ему возможность просачиваться через малые отверстия. Кроме этого, Т-1000 способен принимать облик живых организмов (примерно равных ему по размеру), с которыми он имел непосредственный физический контакт (т.е. параметры которых он смог полностью сканировать). Однако поддержание чужого облика занимает большие энергетические затраты, поэтому, чтобы полноценно функционировать, он должен постоянно возвращаться в исходный облик. Слабое место Т-1000 - неустойчивость к низким и высоким температурам.
ТЕРМИНАТОР Т-850
АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР (ТЗ)
Усовершенствованная версия Т-800. В отличие от восьмисотой серии этот киборг сделан из более прочного сплава и обладает новым генератором энергии - двумя встроенными водородными блоками (один основной, другой - резервный). Однако эти блоки нестабильны и могут взорваться при повреждении области грудной клетки, где они и хранятся.
ТЕРМИНАТОР ИКС
КРИСТАНА ЛОКЕН (ТЗ)
Промежуточная стадия между Т-800 (живая ткань на металлическом скелете) и Т-1000, состоящего из жидкого металла. Т-Х имеет механический скелет с рядом встроенных орудий, начиная от плазменного излучателя и заканчивая болгаркой, а так же жидкометаллическую оболочку, позволяющую менять внешность (правда, внутренний каркас мешает менять ее слишком радикально). Т-Х возникла в измененном будущем, в котором война была выиграна в 2032 году, а не в 2029, а Скайнет является супер-продвинутым компьютерным вирусом, а не компьютерной системой обороны. Да, по версии Кэмерона Скайнет приказал долго жить, и война с ним так и не произошла. Однако именно такое будущее было отображено в фильме Джонатана Мостоу - «Терминатор 3: Восстание машин».
САММЕР ГЛОУ
(«БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ»)
Киборг неизвестной модели, отправленный Джоном Коннором из 2027 года, с целью предотвращения появления Скайнет. Во всяком случае, это было известно о Кэмерон на момент окончания сериала. Может копировать человеческое поведение, обладает рядом эмоций (например, ревность). Полный спектр возможностей этого киборга и ее происхождение так и не были раскрыты, скорее всего, ввиду опасения сценаристов, что зрители откажутся воспринимать их бред.
МАРКУС РАИТ
СЭМ УОРТИНГТОН (Т4)
Изначально Маркус Райт был убийцей, которого казнили в 2003 году. Однако в 2018 году Скайнет воскрешает его как киборга. Среди детищ Скайнет Маркус является уникальным образцом киборга с человеческим мозгом (ничего не напоминает?) и органическими внутренними органами. Маркус обладал свободой воли и был использован Скайнетом в качестве эксперимента по мониторингу человеческого поведения.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Путешествие во времени, несмотря на всю свою фантастичность (во всяком случае, на данный момент случаев перемещения в прошлое человечество так и не зафиксировало), тоже проходит по своим правилам. В кино эти правила зависят от видения сценариста, который старается подчинить все пространственно-временные прыжки его истории одной концепции. Так, например, в Т1-Т2 используется одна концепция перемещения во времени, в то время как создатели ТЗ, Т4 и сериала «Хроники Сары Коннор» имели другой взгляд на эту тему.
МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОНТИНИУМА (ПВК) В ДИЛОГИИ ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА
Финал «Терминатора»: зрителю наглядно показывают, что все происходящее с героями на протяжении фильма было звеном одной цепи, у которой нет ни начала, ни конца. Джон даст Ризу фотографию своей матери, по ней Риз влюбится в Сару, Джон пошлет его в прошлое, там Риз встретится с Сарой, и они полюбят друг друга. Родится Джон. Сара расскажет ему о Ризе и передаст свою фотографию, которую Джон передаст Ризу, по которой тот влюбится в Сару и потом отправится в прошлое, где встретится с Сарой. Они полюбят друг друга и... так далее.
Верно. Первичность здесь отсутствует. Во всяком случае, найти ее примерно так же сложно, как узнать, что появилось раньше: курица или яйцо? Если бы Скайнет не отправил Т-800, Джону Коннору не требовалось бы отправлять Кайла Риза. Если бы Джон Коннор не отправлял Кайла Риза, он бы не появился на свет. Если бы не было Джона Коннора - не было бы надобности отправлять Терминатора. Если бы Терминатора не было в прошлом - нейропроцессор не был бы найден, и Скайнет не был бы разработан.
То есть - отправив Т-800 и Риза в прошлое, Скайнет и Коннор лишь обеспечили свое существование.
Но у этой концепции есть несколько важных деталей. Например, идея так называемых «точек разрыва». Что это такое? Это переходный момент в этой самой цепи, когда у героев есть возможность изменить будущее. В качестве примера можно привести вырезанную сцену из Т1, повествующую о событиях, произошедших между побегом из полицейского участка и прибытием в мотель Тики. В этой сцене Сара находит в телефонной книге адрес завода «Кибердайн системз» и предлагает Ризу взорвать его, чтобы изменить будущее. Риз отказывается, и Сара дико реагирует. Однако потом она успокаивается, и они решают продолжить бегство.
В аудиокомментариях к этой сцене, прилагающихся в специальном DVD-издании фильма, Джеймс Кэмерон поясняет, что в этот момент у Сары была возможность взять будущее в свои руки. Сцена была вырезана из прокатной версии для того, чтобы лишить фильм намеков на сиквел, ибо по его мнению, посмотрев ее, большинству зрителей было легко догадаться, что на второй попытке Сары изменить будущее будет основываться весь сюжет «Терминатора - 2».
Сцена в пустыне из «Терминатора - 2», в которой Сара вырезает на столе надпись «Нет судьбы» была таким же «разломом реальности» как и вышеуказанная вырезанная сцена из первого фильма. Здесь Саре снова предоставлялась возможность выбрать - или идти по уготованному «судьбой» пути, или же попытаться изменить будущее. И в этот раз она выбрала второе.
В новелле фильма «Терминатор-2: Судный день» теория «точек разрыва» описывается так:
«....Если у Джона еще оставались колебания насчет того, как поступить, то теперь они исчезли. Настал момент сделать последний ход в поединке, который он вел со Скайнетом целых пятнадцать лет. Он знал многое из того, что произойдет в будущем, но это знание простиралось лишь до определенного момента во времени, после которого он уже не мог предсказать будущее, а точнее, вспомнить о том, что должно было произойти. Лезвие ножа, вырезавшее на столешнице старого походного столика надпись «Судьбы нет», прочертило границу между тем, что, как он знал, случилось и тем, что могло случиться. Ожидает ли гибель его самого? Возвратится ли все опять на круги своя? Или?..»
Для того, чтобы понятнее объяснить вышеуказанную модель Пространственно-временного континуума, мы предлагаем вашему вниманию таблицу с хронологией событий Кэмероновского Терминатора.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ КЭМЕРОНОВСКОГО «ТЕРМИНАТОРА»
1965 год - родилась Сара Коннор
12 мая 1984 года - 14 мая 1984 года.
События фильма «Терминатор» - от прибытия Кайла Риза и Т-800 до финальной схватки на заводе «Кибердайн системз» и находки рабочими остатков Терминатора.
10 ноября 1984 года - в Мексике Сару фотографирует мальчик. Именно по этой фотографии в 2029 году Риз узнает о том, как она выглядит и влюбится в нее.
28 февраля 1985 года - рождение Джона Коннора.
Начало 1990-ых - Сара и Джон возвращаются в США.
1994 год - Сара пытается взорвать завод «Кибердайн системз», однако ее арестовывают (в ходе задержания она получает огнестрельное ранение), а потом помещают в психиатрическую лечебницу «Пескадеро». Джону назначают опекунов Тодда и Джанел Войд.
Июнь 1995 года - события фильма «Терминатор 2: Судный день» - прибытие нового Т-800 и Т-1000, Джон и Т-800 вытаскивают Сару из «Пескадеро» и скрываются от Т-1000 за границей города.
Июнь 1995 года - события фильма «Терминатор 2: Судный день» - Сара решает изменить будущее и пытается убить Майлза Дайсона - создателя первого нейропрцессора. Сара, Джон и Т-800 направляются в здание «Кибердайн системз». Гибель ученого Майлза Дайсона и уничтожение всех разработок фирмы «Кибердайн системз», которые могут привести к созданию Скайнет. Вкупе с уничтожением всех следов пребывания терминаторов в прошлом все это приводит к изменению будущего и возникновению новой ветки реальности.
Будущее до изменения
Июнь 1995 года - события фильма «Терминатор 2: Судный день» - прибытие нового Т-800 и Т-1000, Джон и Т-800 вытаскивают Сару из «Пескадеро» и скрываются от Т-1000 за границей города.
Конец 1995 года - Майлс Дайсон заканчивает работу над нейропроцессором.
Начало 1997 года - появляются первые беспилотные истребители, управляемые виртуальным автопилотом.
10 августа 1997 года - запускается оборонная сеть Скайнет, людей убирают с большинства стратегических постов.
29 августа 1997 года, 02:14 по восточному времени - Скайнет выходит из под контроля и принимает людей за угрозу. Он наносит удар по России, спровоцировав тем самым контрудар, который уничтожает его врагов на Западе.
2007 год - рождение Кайла Риза.
2021 - 2027 года - Кайл Риз состоит в батальоне Уильима Перри.
2027 год - Кайл Риз переводится в Тех.Ком - элитный отряд под командованием Джона Коннора.
11 июля 2029 года - победа людей в войне со Скайнетом. Отправка Скайнетом Т-800 в 1984-й год и Т-1000 в 1995-й. Отправка Джоном Коннорм Кайла Риза в 1984-й год и Т-800 (версии 2.4) в 1995-й.
Мирное будущее (альтернативная концовка режиссерской версии Т2)
2025-й год - у Джона Коннора рождается дочь.
11 июля 2029 года - пожилая Сара зачитывает на диктофон историю своей жизни.
***
В первой части Риз сказал, что Джон Коннор приказал взорвать машину времени Скайнета после того, как отправил его в прошлое. Однако Риз не знал, что Скайнет отправил двоих Терминаторов сразу, и что моментом после его собственной отправки, Джон перебросил в прошлое нового Т-800. В сценарии к Т2 присутствует сцена со взломом бункера Скайнет, открытием устройства хронопортации и отправкой в прошлое Риза и второго Терминатора, объясняющая все эти детали. Однако из-за бюджетных ограничений эта сцена так и не была включена в фильм (постройка декораций заняла бы слишком много времени), вследствие чего многие зрители были сбиты с толку.
Так, например, может возникнуть вопрос: почему, когда Джон Коннор предотвратил появление Скайнета, он не исчез, ведь если бы не было войны, то Джон не посылал бы в прошлое Кайла Риза?
Именно здесь и стоит упомянуть о том, что модель Перемещения во времени в Терминаторе отличается от таковой в трилогии «Назад в будущее», и вспомнить ту самую вышеуказанную неснятую сцену, когда Джон отправил перепрограммированного Терминатора в 1995 год. После отправки в их времени (2029 год) все осталось таким, как было. Как показывают дальнейшие события фильма, после взрыва здания Кибердайн и уничтожения обоих Терминаторов мрачное будущее, в котором атомная война произошла, и Джон Коннор стал лидером Сопротивления, не стало частью жизни Джона из 1995 года. Для него оно стало альтернативной реальностью. Но только для него. Для всех обитателей этого отмененного будущего оно осталось таким, как есть. Заметьте, для Джона, живущего в 1995 было изменено только будущее, т.к. все субъекты, преодолевавшие межвременной барьер до этого (как и их действия совершенные в прошлом), остались неизменны.
МОДЕЛЬ ПВК В ФИЛЬМЕ «ТЕРМИНАТОР 3: ВОССТАНИЕ МАШИН»
Казалось бы, после того, как ударное трио из Т2 - Сара, Джон и Т-800 ликвидировали все разработки фирмы «Кибердайн системз», зарубив Скайнет в зародыше, история с Терминаторами должна была окончиться.
Однако фильм «Терминатор-3: Восстание машин» раскрывает другую версию. Здесь Скайнет вновь был кем-то разработан (из каких деталей и почему с таким же названием, создатели от нас благополучно скрыли), снова устроил атомную войну, а потом и борьбу с выжившими людьми. Он имел на вооружении почти такие же (а визуально и неотличимые) машины, как Скайнет в отмененном варианте будущего из Т1-Т2, и отличался от своего предшественника лишь тем, что не имел единого центра и представлял из себя агрессивный компьютерный супервирус. По новому раскладу событий войну с машинами опять выиграл Джон Коннор, но только случилось это в 2032 году, а не в 2029.
Новый Скайнет каким-то чудом узнал о произошедших с Джоном Коннором событиях из Т2 и в отчаянии из-за своего проигрыша совершает два шага: отправляет в прошлое киборга Т-Х, дабы убить всех помешавших ему бойцов Сопротивления и запустить себя; а так же подсылает к Коннору из его времени киборга с ликом Арнольда Шварценеггера.
Киборг каким-то чудесным образом использует привязанность Коннора к этой модели, чтобы попасть к нему на базу (видимо, прикинулся добряком Арни из Т2, чудом уцелевшим после купания в расплавленном металле, во что мог поверить слабоумный, но никак не Джон Коннор, который этих терминаторов к тому времени уничтожал пачками). Проникнув на базу, терминатор и убивает лидера Сопротивления. Однако жена Коннора - Кейт перепрограммирует киборга и отправляет в прошлое на защиту себя и своего мужа.
По началу, может показаться, что Мостоу решил прибегнуть к схеме перемещений во времени «вне оси», никак не прибегая к Кэмерновскому парадоксу определенности. Однако при внимательном просмотре фильма возникает много вопросов.
Например, если Скайнет знал о том, что произошло с Джоном Коннором в 1995-ом году, то почему ему не было проще послать Т-Х в помощь жидкометал-лическому Т-1000, чем заниматься устранением каких-то бойцов Сопротивления? Конечно, можно предположить, что он хотел сохраниться в своей новой версии (как компьютерный вирус), а не спасать старую. Но тогда, зачем вкладывать в Т-Х программу по запуску нового Скайнета? Ведь по идее, она может сделать это и в 1995-ом году или, в крайнем случае, перетерпеть до 2004-го (время действия ТЗ).
Или, например, откуда новый Терминатор-Шварценеггер знал, что в гробу Сары Коннор будут находиться боеприпасы, а не ее труп? Джон Коннор или его жена не могли сказать ему этого, если только в будущем у них не появилось традиции вскрывать гробы близких родственников с целью найти спрятанное оружие. Это можно было бы объяснить, если бы события ТЗ, как и в Т1, были закольцованы. Т.е. Коннор в будущем знал бы о том, что в гробу Сары спрятан целый арсенал из воспоминаний своего столкновения с Т-850, показанного нам в ТЗ. НО
...здесь этого быть не может. Ибо в таком случае, Скайнету бы не требовалось посылать Т-Х для ликвидации будущих членов Сопротивления. Ведь как мы помним, в фильме она убила всех, кроме Джона Коннора и Кейт Брюстер - следовательно, в будущем эти люди не стали бы членами Сопротивления и не представляли для Скайнета никакой угрозы, ибо как 30 лет были бы мертвы. Значит, Скайнет не мог бы о них знать, а значит и не мог программировать Т-Х на их убийство.
Впрочем, это далеко не единственное грубое противоречие ТЗ, но даже этого достаточно, чтобы перестать воспринимать этот фильм всерьез.
МОДЕЛЬ ПВК В ФИЛЬМЕ «ТЕРМИНАТОР: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ»
В продолжении истории Мостоу, снятой режиссером МакДжи, тема путешествия во времени практически не затрагивается. Практически, это по той причине, что тут нет прямых перемещений, однако имеется явная попытка повилять на прошлое действием настоящего.
Скайнет (по-прежнему являющийся злобным компьютерным супер-вирусом) откуда-то узнает, что Кайл Риз - отец Джона Коннора (что в корне не верно, ибо по логике вещей этот Риз уже другой. Но это не важно).
В любом случае, узнав, что Риз имеет отношение к рождение Коннора, Скайнет пытается убить молодого Риза, надеясь, видимо, что таким образом Джон Коннор дематериализуется. В принципе, все это довольно странно, учитывая тот факт, что в 2018 году (время действия фильма) Джон еще не был лидером Сопротивления и был далек от победы над Скайнетом. Откуда у Скайнета этого времени такая боязнь человека, который еще толком ничего не сделал, решительно непонятно.
Картина получается интересная. Если Скайнет надеется убрать Джона Коннора в настоящем, убив в настоящем Кайла Риза (т.е. не дав ему гипотетически быть отправленным в прошлое и встретиться с Сарой ), то в таком случае по этой модели Пространственно-временного континуума он нарушает всю связь событий. Ведь если Коннор и Риз исчезнут из всей истории Всленной (их как бы
никогда не существовало), получится, что и Скайнет не убивал их, ведь их не было. Т.е. такая модель Перемещений противоречит сама себе и по ней все должно отмотаться назад, до того момента как Скайнет пытается что-то изменить в истории.
МОДЕЛЬ ПВК В СЕРИАЛЕ «БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ»
В отличие от своих предшественников, которые включали в себя «разовые» перемещения во времени с билетом в один конец, этот сериал переворачивает концепцию ПВК с ног на голову. Теперь эмиссары Сопротивления и Скайнета перемещаются и в прошлое, и в будущее, а пространственно-временной континуум выдает такие загибы, которым бы позавидовала даже комедийная трилогия «Назад в будущее».
Идея сериала во многом схожа с идеей ТЗ: Джон и Сара смогли изменить будущее, однако Скайнет все равно был кем-то построен (на этот раз Скайнет - это эволюционировавший шахматный компьютер) и бла, бла, бла. Однако теперь Скайнет отсылает за Джоном Терминаторов с завидным постоянством и из разных временных точек (то из 2027-го, то из 2029-го) независимо от того, какие бы изменения Конноры не оказывали на будущее. Более того, не отстают от них и повстанцы, которые посылают в прошлое ряд своих бойцов.
История дилогии Джеймса Кэмерона, продолжений Мостоу, МакДжи и Фридмана
«ТЕРМИНАТОР»
(1984)
Все началось с того, что молодой художник-постановщик Джеймс Кэмерон после срыва своей режиссерской работы в низкобюджетном ужастике «Пиранья 2» решил реабилитироваться в глазах общественности (и перед собой) и снять фильм, который будут знать все. Кэмерон был фанатом научной фантастики, и потому знал, в каком направлении будет снимать свой следующий фильм. Помня горький опыт со времен съемок «Пираньи 2», Джеймс старался взять в свои руки все, что мало-мальски было связано с производством и кроме написания сценария лично занимался выполнением раскадровок, эскизов и даже участвовал в изготовлении миниатюрных моделей. И ведь в итоге, он справился с этим блестяще.
Интересен культурный феномен фильма. Несмотря на то, что главными героями была парочка Риз-Сара, большинство зрителей восприняли гвоздем программы именно терминатора. И это несмотря на его редкие появления в кадре и рекордно малое количество произносимых слов. Все это произошло не только благодаря огромной харизме Арнольда Шварценеггера, но и по той причине, что неубиваемый киборг, верно идущий к своей цели, воплощал желание многих людей - делать то, что хочется.
Несмотря на то, что фильм не отличается особой зрелищностью, пронизывающая его динамика, отличная операторская работа и царящая атмосфера безысходности компенсирует недостатки с лихвой. При почти безостановочном экшене фильм не лишен смысла и обыгрывает вопросы судьбы и роста зависимости человека от технологий.
Многие идеи фильма взяты из творчества таких писателей-фантастов, как Харлан Эллисон или Айзек Азимов, однако были реализованы на высшем уровне, вследствие чего на данный момент «Терминатор» входит в число наиболее влиятельных картин Кинофантастики, внеся свой немалый вклад не только в развитие повального увлечения роботами, но и в жанр «киберпанк».
Стоит отметить, что Джеймс Кэмерон был одним из первых режиссеров, начавших снимать фантастические фильмы с ярко выраженным элементом правдоподобия. Эффект присутствия достигается благодаря мастерскому сочетанию фантастики и человеческих отношений.
И пусть зрители в первую очередь смотрят на терминатора. Все равно они болеют за Сару и Кайла. И все потому, что эти персонажи представляют собой полноценные личности, мотивации их поступков понятны, их отношения проработаны. По сути, в центр происходящего в фильме хаоса и творящегося насилия Кэмерон ставит историю любви. Что было не частым для фантастических боевиков того периода.
Другой немаловажной чертой, отличающей Т-1 от своих собратьев по жанру, является его продуманный сюжет. Кэмерон старается обосновать все по максимуму, не споткнувшись даже на такой неблагодарной теме, как перемещения во времени.
Терминатор - это образцовый пример фантастического боевика - жесткий, бескомпромиссный, и в то же время динамичный, не лишенный смысла и абсолютно не пафосный. Фильм, ставший иконой целого поколения и эталоном жанра.
История создания
Появлением этой ленты мы обязаны... сильной простуде режиссера, находившегося в Риме. Там, доделывая заключительный монтаж сиквела фильмов ужасов «Пиранья 2: Нерест», ему пришла в голову идея написать историю о грандиозном противостоянии машин и людей. «Похоже, этот сюжет привиделся мне в лихорадке», - шутил потом Кэмерон. Как бы то ни было, он упорно работал над реализацией собственной задумки, успев привлечь к написанию сценария своего близкого друга Уильяма Уишера. В итоге, Кэмерон вручает 122 страниц текста своей сотруднице по работе на студии Роджера Кормана, (а по совместительству и своей девушке) Гэйл Энн Херд. В то время Гэйл была начинающим продюсером, поэтому они с Кэмероном решили, что он продаст ей сценарий за символическую плату в один доллар, а она, в свою очередь, предлагая его разным студиям, сможет «раскрутить» себя.
Начались бесконечные поиски киностудии, желающей взяться за воплощение «Терминатора». Студии проявляли интерес к сценарию, до тех пор пока не узнавали, что режиссером будет Кэмерон, за кем числился лишь провальный хоррор-фильм «Пиранья 2». Так шли месяцы. Многие другие на месте режиссера отчаялись бы, но Кэмерон был неутомим.
Небольшая киностудия «Хэмдейл» стояла отнюдь не на первом месте в списке режиссера. Однако когда все ее предшественницы недвусмысленно дали понять, что проекту «Терминатор» в их стенах делать нечего, черед дошел до нее. Друг Кэмерона, актер Лэнс Хенрик-сен, предложил ему идею заставить босса студии Джона Дейли «прочувствовать» суть их будущего фильма. Хенрик-сен нарисовал на лице огромный шрам и оправил зубы в золотую фольгу, после чего, одевшись в кожаную куртку, вломился в офис Дэйли. Как ни странно, Дэйли был впечатлен такой шоковой тактикой и дал проекту зеленый свет.
Одним из самых жестких условий, поставленных Кэмерону, было уложиться в смету в $4 млн., для чего пришлось до минимума сокращать количество спецэффектов в фильме.
Первоначальным претендентом на роль Терминатора значился черный актер и баскетболист О.Дж. Симпсон. Продюсеры лоббировали его кандидатуру, однако Кэмерон считал, что никто не воспримет «Терминатора-негра» всерьез, поэтому отверг этот вариант. Так же рассматривалась кандидатура Юргена Прохнова и Мэла Гибсона. Кэмерон даже хотел взять на роль Терминатора своего друга Хенриксена. Однако боссы Хемдейл вновь сказали «нет».
Параллельно шел кастинг других героев. Так, продюсер Майкл Метавой предложил восходящую звезду Арнольда Шварценеггера (он только сыграл в первом Конане) на главную роль Кайла Риза. Дирекция «Хэмдейл» была «за», однако у Кэмерона были свои взгляды на этот счет. Вспоминая потом тот случай, Кэмерон говорил: «Он должен был играть другого персонажа. У этого персонажа было 25 страниц ключевых диалогов, но Арнольд еще не имел опыта подобной работы. Он только играл Конана и это все, что я знал. Я действительно ничего не знал о нем. Когда я встретил его, то увидел, что он очаровательный и веселый, и я хотел работать с ним. Но не над этим персонажем».
В итоге Кэмерон уговорил Шварценеггера взять роль Терминатора. За счет присутствия в проекте восходящей кинозвезды в лице Шварценеггера, «Хэмдейл» подняли бюджет до $6 млн.
После этого были закончены поиски актера на роль Кайла Риза. Из сотен претендентов был выбран Майкл Бьен. Лэнс Хенриксон тоже не остался без работы, он исполнил в фильме небольшую роль детектива Вуковича.
Однако в 1983 году Шварценеггер был вынужден временно покинуть проект, т.к. именно в этот момент начались съемки х/ф «Конан-разрушитель» - сиквела фильма «Конан-варвар», который принес Шварценеггеру известность. Поскольку боссы «Хэмдейл» делали основную ставку именно на Арнольда, они решили не искать ему замены, а ждать возвращения, которое должно было состояться в феврале 1984 года. За это время Кэмерон еще раз отшлифовал свой сценарий и вместе с мастером по спецэффектам Стэном Уинстеном доработал образ Терминатора. Параллельно Майкл Бьен улучшал свою физическую форму и изучал историю партизанских войн, времен Второй Мировой войны, дабы достоверно вписаться в образ солдата, всю жизнь ведущего партизанскую войну с превосходящими силами противника.
Съемки «Терминатора» начались в марте 1984 года и длились два с половиной месяца. Для создания OST к фильму были приглашены такие музыканты, работающие в жанре синти-поп, как Тэйни Кейн, Лиин Ван Хек и Джэй Фергюссон. Знаменитый андергранудовый техно-скор «Терминатора» написал композитор Брэд Фидел, который, будучи стесненным в средствах, использовал дешевый синтезатор и все прилагающиеся инструменты. Ударный лейтмотив был записан благодаря обработке звука удара чугунной сковородки о микрофон.
«ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ»
(1991)
В первую очередь стоит вспомнить, что этот сиквел выделялся на фоне прочих продолжений не только увеличенным в 16 раз бюджетом, но и не слабым изменением оригинальной концепции. Например, никто не подозревал, что главным героем ленты станет тот, кто в первой части олицетворял абсолютное зло (хотя, технически Терминатор из первой и второй части это разные персонажи), а идея неотвратимости судьбы изменится на полностью противоположную - теперь главный девиз фильма это «Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами».
Также, Кэмерон пытается развить идею первого фильма об опасности растущей зависимости человека от технологий, на этот раз, показывая обе стороны медали - ведь многое зависит и от того, в чьих руках они находятся.
Фильм вновь сочетает в себе человеческие отношения и фантастический экшен. Но если в прошлый раз зрителю была представлена история влюбленного солдата и одинокой девушки, то теперь центром внимания становятся взаимоотношения проблемного подростка и бездушной машины.
Уникальность сцены с опускающимся в расплавленный металл Т-800 заключается в том, что Кэмерон заставил зрителей сопереживать персонажу абсолютно не способному на эмоции.
Не смотря на все это, стоит отметить, что сюжет сиквела уже не настолько цельный, какой был у первой части, и без при-бегания к изучению дополнительных материалов, будь-то новелла или интервью с создателями, сложно понять, как герои выбираются из временной петли, которая демонстрировалась зрителю в первом фильме.
Кроме того, не стоит отрицать, что сиквел стал более массовым (или проще сказать, более попсовым), уже не обладал той бескомпромиссностью и безысходностью, которая была в первом фильме.
Однако потрясающие экшен-сцены, революционные спецэффекты, рокировка персонажей и новый подход к старой концепции ставят этот фильм в один ряд с Т1. А финальный аккорд в свою очередь ставит жирную точку в Терминаторах Кэмерона, красиво завершая эту дилогию.
И пусть вся финальная погоня, начиная от бегства от грузовика и заканчивая преследованием на заводе, попахивает самокопированием (являясь полным аналогом финала из первого фильма), Кэмерону все равно стоит отдать должное. Этим фильмом он не только поднял планку качества спецэффектов на новый уровень, но так же поднял планку качества продолжений, серьезно развивая и углубляя многие темы, заложенные в первой ленте.
Да и посудите сами: практически невозможно найти того, кто хоть раз в жизни не смотрел х/ф «Терминатор 2: Судный день».
Проще говоря, он вернулся не зря...
История создания
Разговоры о создании Т2 начались сразу же после выхода на экраны первой картины. Кэмерон изначально собирался снимать дилогию и еще на съемках первой части сказал Шварценеггеру «В следующий раз ты будешь играть хорошего Терминатора». Однако, не смотря на былой энтузиазм Кэмерона, возник ряд загвоздок, главной из которых были проблемы с правами на бренд. Арнольд Шварценеггер жаждал реабилитировать своего персонажа, представ на экране в образе перевоспитанного киборга-убийцы. Так, для того, чтобы сиквел получил зеленый свет, Шварценеггер пустил в ход личные связи, убедив «Хэмдейл» продать права на Терминатора кинокомпании «Каролко» и выколотив в распоряжение Кэмерона (который еще не оправился после провала «Бездны») баснословные 90 млн. долларов.
Над сюжетом фильма Кэмерон по-прежнему работал с Уильямом Уишером. Когда сценарий был готов, началась тщательная и кропотливая работа по созданию спецэффектов. «Терминатор 2: Судный день» был первым фильмом, снятым с применением технологии цифрового морфинга (не считая эпизода с CGI моделью из х/ф «Бездна»), а кроме того, включал огромное число сложнейших механических эффектов, будь то радиоуправляемые металлические эндо-скелеты, используемые для съемок сцен войны будущего, или же аниматронная кукла Т-1000.
В создании Т2 участвовала практически все та же съемочная группа, что работала над первой частью. Плюс ко всему, к проекту приложила руку легендарная фирма «Industrial Lights and Magic» (она же ILM), работавшая над созданием спецэффектов в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса.
Только на производственные расходы и постановку спецэффектов ушло без малого $53 млн. Для спецэффектов с превращением Т-1000 специально создавались новейшие компьютерные программы, месяцами тестировалось, проверялось, изготовлялось новое оборудование, в то время, как параллельно с этим процессом велись съемки (!).
В ходе съемках Т2 Кэмерон делал все, чтобы уложиться в $90 млн. (что ему так и не удалось - бюджет был превышен на 10 млн.) и заданные сроки.
Тем временем, со-сценарист фильма Уильям Уишер занимался написанием новеллизации фильма, которая должна была служить платным дополнительным материалом для зрителей, подробно объясняющим многие детали саги.
«ТЕРМИНАТОР 3: ВОСТАНИЕ МАШИН»
(2003)
Сюжет этого фильма повествует о том, как Скайнет отправляет в прошлое безжалостного киборга-убийцу с целью ликвидировать молодого Джона Коннора, в то время как хороший Терминатор-Шварценеггер приходит его защитить. Верно, мы это уже где-то видели.
Вообще, все творение Джонатана Мостоу представляет собой бледную копию «Терминатора 2», при этом изобилуя рядом комедийных сцен, бесконечными отсылками к предшественнику, и, увы, начисто исключающим элемент саспенса, который имел место быть в первых двух фильмах.
Одной из главных проблем ТЗ являются его персонажи, чья проработка была упущена в угоду экшен-сценам, благодаря чему зрителю сложно испытывать к героям какое-то сопереживание. Особенно нелепо в этой картине смотрится новый Джон Коннор. И если поверить в то, что после событий Т2 и последующей смерти матери Джон растерял былые волевые качества и опустился на дно, довольно несложно, то предположить, что этот безвольный тип, весь фильм вяло таскающийся за героем Шварценнегера, вдруг выиграет войну остатков человечества против безжалостных машин, не получается никак.
В принципе, тут можно предъявить претензии и самим актерам, которые, вероятнее всего, осознав, что попали на самый настоящий «капустник», решили просто развлечься. Хотя, не будем лукавить, что развлекался там и сам Шварценеггер, сыграв в этом фильме грубую пародию на самого себя (чего только стоит его новая походка в стиле «заводной солдатик» и стреляющие фразы типа «Следи за рукой!»).
[[photo-10908156_157967237|300px;nolink;noborder|Т2]]
Повалять дурака, видимо, вздумали и сами сценаристы. Иначе и не объяснить, почему их детище изобилует грубыми ляпами и нестыковками с фильмами-предшественниками (не считая того факта, что само появление третьей части полностью противоречит режиссерской версии Т2), тем самым еще больше выставляя ТЗ на фоне кэмероновской дилогии ненужным бастардом. Как несложно догадаться, этот веселый фильм начисто исключает раскрытие каких-то идей, лишь вновь предлагая зрителю концепцию предопределенного будущего, нагло позаимствованную из первого Терминатора, лишь для того, чтобы объяснить появление триквела, а заодно и всех новых продолжений.
По какой причине Мостоу решил превратить эту легендарную сагу, славящуюся своей бескомпромиссностью и продуманным сюжетом в комедию, с претензией на серьезность, остается загадкой. Однако даже этот фильм нашел своих фанатов: зрительская аудитория до 13 лет была довольна, что по сути и определило в каком направлении и для кого будут создаваться Т4 и все дальнейшие инсталлменты.
История создания
Поскольку планы о создании третьей части «Терминатора» не покидали продюсеров Вайну и Кассара еще с момента выхода Т2, они сделали все возможное, чтобы стать единственными правообладателями на Терминатора и вновь срубить большой куш.
Сам Джеймс Кэмерон, ранее неоднократно заявлявший, что продолжение «Терминатора» снимать не собирается, как-то в начале 2000-ых сказал, что может взяться за проект, при условии, если все права на бренд «Терминатор» будут переданы в его руки, и фирма гарантирует участие Линды Хэмилтон. Естественно, бренд бесплатно отдавать никто не стал.
Что касается Линды Хэмилтон, то она тоже постоянно отказывалась от участия в ТЗ. Когда в 2002 году ей поступило очередное предложение вновь сыграть Сару Коннор, она попросила выдать ей для ознакомления сценарий и, прочитав его, сказала, что не хочет быть частью этой бездушной постановки. Когда Вайна и Кассар поняли, что Хэмилтон останется непреклонна, они решили заменить Сару Коннор другим женским персонажем. Так, была придумана некая подруга детства Джона Коннора - Кетрин Брюстер, на роль которой была приглашена актриса Клер Дейнс.
Предполагалось участие и Эдди Ферлонга, призванного исполнять слегка повзрослевшего и возмужавшего Джона Коннора. Первоначально актер без колебаний согласился на участие в проекте, но потом по каким-то неясным причинам выбыл. Ходили слухи, что его кандидатура была отклонена в силу его пагубной тяги к алкоголю и наркотикам, также, поговаривали, что он отказался, будучи недовольным сценарием. В итоге роль молодого Джона Коннора получил малоизвестный Ник Стал (блеснувший до этого своим актерским талантом в х/ф « В спальне»).
Арнольд Шварценеггер до последнего отказывался сниматься без Кэмерона, до того момента, пока сам Кэмерон не сказал ему «Слушай, перестань быть таким лояльным, просто запроси у них кучу денег и снимайся!». Таким образом, железный Арнольд согласился играть в третьей части с условием, что его гонорар будет составлять 30 миллионов долларов.
Основными претендентами в режиссерское кресло были Ридли Скотт, Дэвид Финчер, Рональд Эммерих и Джон Мактирнан. Однако после отказа всех кандидатов весной 2001 года режиссером ТЗ был назначен малоизвестный Джонатан Мостоу.
Таким образом, из старой команды, как-то причастной к съемкам двух предыдущих фильмов, остались лишь Шварценеггер, мастер по аниматронике Стэн Уинстон и актер Эрл Боен, исполнявший в дилогии Кэмерона роль психиатра.
Сценарий фильма постоянно переписывался в перерывах между съемками, из-за чего многие спецэффекты второпях доделывались с помощью технологии CGI.
«ТЕРМИНАТОР 4: ДА ПРИДЕТ СПАСИТЕЛЬ»
(2009)
Уже с первых кадров так называемого пост-апокалиптического будущего, в котором на фоне чистого неба орудуют терминаторы-трансформеры становится ясно, что клятвенные заверения режиссера МакДжи в том, что его фильм будет придерживаться атмосферы дилогии Кэмерона, так и остались заверениями. Да, собственно, чего серьезного можно было ожидать от плодов сотрудничества режиссера «Ангелов Чарли» со сценаристами ТЗ и «Женщины - кошки»? Ничего.
И, хотя по общим показателям фильм вышел лучше работы Мостоу, стараясь отойти от его комедийной направленности и предлагая знакомых героев уже в новых обстоятельствах, проекту МакДжи так и не удалось избежать серьезных ляпусов (вытекающих, прежде всего, из сюжетной линии третьего фильма) и картонных персонажей, от продуманности которых вновь оказались в угоду экшену. К примеру, все новое, что мы узнали здесь о Джоне Конноре, это то, что он стал суровым мужиком с хриплым голосом и у него скоро родится ребенок. Не отстают от него в этом плане и другие герои - Кейти Брюстер и здешний Кайл Риз, которые в основном демонстрируют свое умение орать (Риз) и строить глазки (Кейт). И это при том, что актеры Кристиан Бэйл, Антон Ельчин и Брайс Даллас Ховард вроде как стараются что-то играть. Просто играть им нечего.
Отсутствие проработанных персонажей, а вместе с ними и элемента драмы, который присутствовал в первых фильмах, открывает глазу другой недостаток Т4, в лице довольно вялого развития сюжета. По сути, все сводится к тому, что Коннор и Скайнет ищут Кайла Риза, в то время как человеко-терминатор Маркус пытается убедить всех, что он хороший. Далее перед нами предстают масштабные сцены крушения роботов (тут фирма по созданию спецэффектов ILM вновь поработала на совесть) и финальная драка с Т-800. Как и полагалось, никакого Salavation (говоря по-русски, никакого «Спасения») мы так и не увидели. Машины вновь остались на коне, а Джон Коннор в очередной раз пообещал показать им кузькину мать. Фильм как начался ни с чего, так ничем и закончился. Роспись, печать, следующий.
Весь экшен, несмотря на всю его масштабность и зрелищность, выглядит довольно странным. Если в сценах будущего из кэмероновских Терминаторов машины представляли собой безжалостных убийц, с легкостью уничтожающих повстанцев лишь одним выстрелом, то здесь они по большей части выглядят болванами для биться, которые постоянно стреляют в копеечку и ждут, пока Сопротивление разберет их по частям. Не отстают от них в этом и сами терминаторы, которые, вероятнее всего, учились искусству убивать в боевиках категории «Ц».
Как и «Терминатор 3» Джонатана Мостоу, Т4 изобилует ссылками к фильмам- предшественикам и отчаянно старается показать свою преемственность к ним (будь то шрамы на лице Коннора, точь-в-точь как из вступительной сцены в Т2; или же, обретение Ризом навыка прятать дробовик под плащ). Но костюмчик оказался великоват, ибо для того, чтобы продолжать что-то ставшее классикой жанра, нужно как минимум уметь снять не хуже, что, учитывая обстоятельства и цели съемочной группы, было довольно сложно.
Т4 выполняет свою роль как попкорновый блокбастер. И все бы было замечательно, если бы не слово «Терминатор» в названии. Быть может когда-нибудь в Голливуде прекратят так безалаберно использовать старые идеи, оставят их в покое и снимут, наконец, что-нибудь действительно новое. А до тех пор, пока зритель будет с удовольствием пожирать весь фаст-фуд, который ему скидывают под видом деликатесов, сиквелы Терминатора будут штамповать подобно роботам на заводе Скайнет. И никак иначе.
ТЕРМИНАТОР: БИТВА ЗА БУДУЩЕЕ
После довольно сомнительного успеха ТЗ продюсеры решили найти менее рискованный способ выбить из несчастного зрителя деньгу и прибегнули к ресурсам американского телевидения. Так на голубые экраны выходит сериал «Битва за будущее» - по сути, мыльная опера, вновь повествующая о нескончаемых проблемах семьи Конноров и страшных Терминаторах, которые все никак не могут прекратить возвращаться.
Глупо будет описывать сюжетные перипетии этого сериала, ибо большинство смотревших Т2 знают схему наизусть. Здесь же ничего не изменилось.
Все попытки здешних сценаристов растянуть историю на несколько сезонов и обеспечить стационарную выживаемость героев ни входят ни в какие рамки, делая из ХСК еще более низкопробный римейк Т2, чем им выглядел триквел Джонатана Мостоу. Терминатор похищает Сару Коннор, но вместо того, чтобы убить ее и, имитировав ее голос, заставить Джона прийти к нему в лапы, он берет ее в заложницы и требует у Джона, чтобы тот позволил убить себя (!). Джон крутит роман со своим киборгом-телохранителем Кэмерон (дав ей это имя, создатели пытались отдать честь Джеймсу Кэмерону). Все кому ни лень путешествуют во времени. Более того, у некоторых персонажей появляются какие-то загадочные родственники, о которых раньше никто не слышал (брат Кайла Риза - Дерек Риз).
Кроме того, в сериале присутсвует совершенно неуместная демонстрация школьной бытовухи Джона Коннора(которая, в данном случае, сжирает большую часть экранного времени, но ничего не дает развитию сюжета), постоянные пережевывания соплей на тему страшной судьбы человечества, плюс сюжетный двигатель в качестве еженедельного зловещего плана Скайнета по уничтожению Конноров раз и навсегда. Все это выглядит довольно жалко и нелепо. Добавьте к этому по