ВСТУПЛЕНИЕ, ИЛИ 5 МНЕНИЙ О 2012-М
ИГОРЬ ТАЛАЛАЕВ, главный редактор:
2012 год помимо очередного несостоявшегося Конца Света принес разочарование практически на всех жанровых кино-фронтах – от анимации с комедией до фантастики с фестивальной драмой. Мадагаскары и ледниковые периоды дружно скатились в маразм. Пара приличных шуток звучала, кажется, только в «Третьем лишнем». Морские бои, джоны картеры и человеки-пауки рассчитаны лишь на младшую школьную аудиторию. Даже радовавшие прежде европейские режиссеры, при всех безусловных плюсах их постановок, оказались для меня практически несмотрибельными.
Было бы совсем плохо, если бы не «прорвало» всевозможные боевики. «Неудержимые 2», «Эволюция Борна», «Рейд», «Судья Дредд», «007: Координаты "Скайфолл"», «Самый пьяный округ в мире»… И пусть не весь этот список по-настоящему порадовал, можно вспомнить, что лучшие моменты «Мстителей», «Хоббита» и «Прометея» – это экшн. Так что, как ни крути: 2012-й год «мужского» кино.
В личном топе собраны фильмы, которые смогли удивить. Аффлек выдал натурального Спилберга (причем, не того, что снимал ваниль про инопланетянина, а того, что регулярно претендует на «Оскар»). Лобан снял лучший отечественный фильм со времен растасканного на цитаты «О чем говорят мужчины», правда, цитировать «Шапито-шоу» практически невозможно, но это не мешает смотреть и наслаждаться (а заодно задаваться вопросом – как при наличии такого шедевра можно продвигать на «Оскар» несчастный шахназаровский «Белый тигр»?). Ну а Мендес наконец поднял бондиану на тот уровень, когда фильм про агента 007 проходит у критиков по высшему разряду и при этом – без скидок на то, что это всего лишь фильм про агента 007. Чудеса случаются.
Личный топ:
1. «007: Координаты “Скайфолл”»
2. «Шапито-шоу»
3. «Операция “Арго”»
ДМИТРИЙ ФРОЛОВ, редактор:
Главным триумфатором ушедшего 2012 года можно смело назвать ленту Мишеля Хазанавичуса «Артист». Немая черно-белая картина снятая в XXI веке – уже нонсенс, но рискованный эксперимент с «возрождением» классики на большие экраны удался с лихвой, и фильм отхватил приличное количество наград на различных кинофестивалях. А ведь это приятно удивляет, и может современный зритель обратит внимание на классические немые ленты, с которых и зародилось такое искусство как «кинематограф».
Ну а в целом год выдался не таким уж и предсказуемым. Биографические ленты «Дж. Эдгар» Клинта Иствуда и «Железная леди» Филлиды Ллойд не оправдали своих ожиданий, «Голодные игры» сменили «Сумерки», а Рэйф Файнс удачно дебютировал в режиссуре лентой «Кориолан». Выход в повторный прокат любимых лент в формате 3D уже никого не удивляет, а непотопляемый шедевр Джеймса Кэмерона вновь собирает внушительную кассу.
Но главное, суметь разглядеть среди большого количество сиквелов, ремейков и перезапусков действительно интересные, не столь разрекламированные фильмы. Например такие, как лента Белы Тарра «Туринская лошадь» или «Укрытие» Джеффа Николса.
Личный топ:
1. «Туринская лошадь»
2. «Стыд»
3. «Укрытие»
ЮРИЙ ХАМНАЕВ, редактор:
Я как обычно кратко. 2012-й, откровенно, был годом разочарований. «Прометей» выступил вяло, «Скайфолл» получился затянутым и невнятным, «Сайлент Хилл 2» – запутанным и непонятным, а «Мировую войну Z» снова перенесли, уже – на 2013-й. От третьего Бэтмена я и так ничего не ждал, но при этом он все равно умудрился разочаровать совершенно идиотской второй половиной фильма. А про «Облачный атлас» я лучше вообще промолчу. Ну и в декабре мы почему-то все так и не умерли, что тоже смазывает впечатление от года в целом.
Но было и то, что невероятно радовало. Ничего не обещавший, новый «Дредд» стал просто идеалом современного боевика. «Хижина в лесу», со стороны похожая на совершенно примитивный тин-хоррор, в итоге вышла тотально безбашенным аттракционом. Ну а Бен Аффлек выдал просто одну из лучших драм за последние несколько лет, которая держит в напряжении в течение всей продолжительности фильма. Ради них и стоило смотреть все остальное.
Личный топ:
1. «Операция “Арго”»
2. «Судья Дредд»
3. «Вышибала»
АРТЕМ СУВОРОВ, редактор:
Лично для меня 2012 год стал годом завершений. Во-первых, наконец-то закончились «Сумерки», и хотя разумом я понимаю, что свято место пусто не бывает, мы немного отдохнем от этой злосчастной саги. Завершилась ноланская трилогия о «Темном рыцаре», которая хоть и не оправдала многие ожидания, но точку поставила жирную и запоминающуюся. Ну, а из локальных перемен, – это завершение сериала «Доктор Хаус», который радовал зрителя 8 сезонов, но совершенно исчерпал себя.
Российский кинематограф по-прежнему делится на две армии. Лютый трэш, которого в этом году было до неприличия много (чего стоит «Москва 2017»). И неприметные малобюджетные шедевры, которые по-прежнему отказываются отпускать на «Оскар», но многих ценителей неумирающего российского кино они способны порадовать. Данные слова, естественно, о «Шапито-шоу». Да и за рубежом все тоже неспокойно: фильмы, от которых особо ничего не ждешь, оказываются новым словом в жанре («Хижина в лесу»), а одни из самых ожидаемых премьер попадают в номинацию «Пшик года». Касательно личных впечатлений, то мой топ-3 состоит из двух фильмов о подростках и российской ленте, продолжительностью свыше 3 часов. «Что-то не так с Кевином» поражает своей атмосферой, «Хорошо быть тихоней» я слишком долго ждал, пока занимался переводом одноименной книги, а «Шапито-шоу» оказался настоящим откровением не только на отечественной сцене, но и на мировой. Редкие моменты, которые нельзя упускать.
Личный топ:
1. «Шапито-шоу»
2. «Хорошо быть тихоней»
3. «Что-то не так с Кевином»
КОНСТАНТИН БОЛЬШАКОВ, редактор:
Если попытаться описать прошедший 2012 год в двух словах, то самым верным словосочетанием будет – «без сюрпризов». «Темный рыцарь» стал ожидаемо завершенным, «Сайлент Хилл» за номером два – предсказуемо провальным, «Прометей» – прогнозируемо неоднозначным, а «Хоббит» – просто «Хоббитом». Увы, в стане анимации дела обстоят не намного лучше. «Мадагаскар 3» превратился в феерическое цирковое шоу с великолепными номерами. «Ледниковый период 4» скатился во что-то совсем уж непотребное. А Бертон, словно реабилитируясь за невнятный ремейк «Мрачных теней», выдал долгожданную, но типичную для себя историю о похождениях мертвой собаченции.
На этом фоне своеобразной отдушиной выглядят фестивальные мультфильмы. «Кот раввина», «Эрнест и Селестина», «Магазин самоубийств», – эти ленты только начинают свой долгий поход к сердцам зрителя (к сожалению, через торрент-трекеры, но лучше уж так, чем в забвение). Еще одна забавная особенность – в 2012 году начала набирать обороты документальная анимация. Помните, как был встречен в свое время «Вальс с Баширом»? В прошедшем же году нам показали «Зеленую волну» (о фальсификации выборов в Иране), «Крулик – дорога в загробную жизнь» (о румыне заключенном под стражу за кражу, которую он не совершал), «Цвет кожи медовый» (о проблемах усыновления). А на горизонте маячит «Автобиография лжеца: Правдивая история Грэма Чепмена» (Монти Пайтон и этим сказано все).
Что касается личного топа, то здесь первое место занимают «Хранители снов». Наверное, это первый мультфильм, рассчитанный на детскую аудиторию, на котором ты с легкостью забываешь о собственном возрасте. Песочный Человек, смесь магистра Йоды и дабуса, – получает личную статуэтку как самый оригинальный и обаятельный персонаж года. Следом идет мрачный и туманный «Алоис Небель и его призраки», а завершает топ «Франкенвини». Слишком уж давно не было анимации от Бертона.
Личный топ:
1. «Хранители снов»
2. «Алоис Небель и его призраки»
3. «Франкенвини»
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<