КРЕПКИЙ ОРЕШЕК: ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ (A GOOD DAY TO DIE HARD)
2013, США, 97 мин.
Жанр: боевик, триллер, криминал
Режиссер: Джон Мур
В ролях: Брюс Уиллис, Джей Кортни, Себастьян Кох, Мэри Элизабет Уинстэд, Юлия Снигирь
Квадрология «Крепкий орешек» до недавних пор служила примером того, как можно войти в одну и ту же реку не то, что дважды – но даже четырежды. Не смотря на некоторый скепсис со стороны поклонников первого фильма, можно признать удачным продолжением и разухабистый сиквел финско-американского режиссера, и триквел о мести от в прошлом мастера своего дела Мактирнана, и конечно же, неожиданно выстреливший «Live Free or Die Hard», убедительно доказавший всем, что у создателей франшизны, как и у главного героя, есть еще порох в пороховницах.
Но, как можно заметить, я сказал, квадрология, а не антология. И дело тут не в грамматической ошибке, а в том, что «Хороший день, чтобы умереть» не то, что не продолжает славную традицию своих предшественников, а напротив, позорит уже казалось бы, проверенный бренд. Как все мы знаем, предыдущие четыре части снимали трое совершенно разных режиссеров; вышеупомянутый Мактирнан, ответственный за первую каноническую и третью не такую удачную серии, фактически обессмертил себя в глазах поклонников всего жанра, Ренни Харлин, умело ставивший экстремальные боевики, и Лен Уайзмен, вообще-то раньше не очень хорошо зарекомендовавший себя в глазах истинных ценителей искусства, но здесь как будто встрепенувшийся и сумевший прыгнуть выше головы. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и тут очевидно, что корень всех бед – на удивление не грамотный выбор руководителя оркестра, ведь и пару лет назад было ясно, как день, что Джон Мур – человек сомнительного таланта не сочетать между собой форму и содержание. Так было и в безобразном римейке Доннеровского «Омена», и в посредственной экранизации культовой компьютерной игры «Максе Пэйне», и сейчас в пятом «Крепком орешке» – причем нам, русским, пришлось хуже всего.
Вы можете вспомнить хороший американский экшн, разворачивающийся в России-матушке? Я – нет, не считать же за таковой вышедшую годом ранее четвертую «Mission: impossible»», чьи герои, после красивого подрыва Кремля поспешили ретироваться в более подходящие для действия крупные мегаполисы. Меж тем, Москвой у Мура и не пахнет, скорее – легонько отдает (если не считать крупных планов нашей с вами столицы). Оно и немудрено, ведь съемки в основном проходили в Будапеште, на улицах которого собственно, и разворачивается основное действие, состоящее из бесконечных, но довольно-таки однообразных перестрелок, взрывов и погонь, львиную долю которых все равно не разглядеть в силу безобразной операторской работы. Ей богу, машина, сбивающая вертолет, и та выглядела в разы круче – тем более что с физикой по прежнему все печально. А еще хуже с химией, и речь сейчас не о типично деревянной русской красотке Юлии Снигирь, о которой забываешь сразу после того, как видишь продолжение ее будоражещего мужское сознание секундного появления в эффектном тизере (речь о зажатом стриптизе на парковке), а об отношениях между старшим и младшим Макклейнами, и если от большего папы многого не требуется (главное – присутствие), то вот Джей Кортни играет с экспрессией дубовой древесины. И ладно бы, если не умел – но недавний приятный во всех отношениях ретро-детектив «Джек Ричер» показал его с хорошей стороны(можно только мечтать о том, какой мог выйти дуэт на пару с Беном Фостером, почему-то не прошедшим кастинг). А может, вся проблема в том, что сухой, лаконичный и не в меру амбициозный боевик развивается слишком стремительно, чтобы дать зрителю с легкостью погрузится в фильм, а актерам раскрыть свои и без того схематичные характеры.
А там, где русские злодеи, наш зритель может сразу ждать набившие оскомину стереотипы. Нет, мы уже не коверкаем слова, как раньше, и водка не является необходимым атрибутом российского гостеприимства. Из чего выходит, что мы в глазах американских сценаристов (работавших конкретно над этим текстом) – окультуренные дикари, немного глуповатые, продажные, и больше похожие на зверей. В конечном итоге, даже Комаров получился карикатурной личностью. Может потому, что Себастьян Кох слишком хорош для простого отбывания номера, а может потому, что тут кажется, никто и не подумал о том, чтобы хоть как-то использовать его выдающийся талант.
Наверное, и вправду отечественный контекст пагубно воздействует не только на наши же псевдо-блокбастеры, но и на обладающие хоть каким-нибудь потенциалом западные проекты, оттого и можно сделать вывод, что «A Good Day to Die Hard», помимо вышеперечисленных недостатков, является еще и развесистой клюквой. В ней не за что уцепится взгляду, и по происшествию времени этот кошмар хочется забыть, как страшный сон, благо на общий убогой результат работает и режиссерская предсказуемость, и сюжетная глупость с полным отсутствием интриги, и даже пренебрежение элементарным профессионализмом. Хочется только пожелать уже заявленной, шестой части, кардинального смещения акцентов, дабы не сесть в лужу повторно – второй раз зритель не простит.
Александр Гофман