XEROX
СКАННЕРЫ (SCANNERS)
1980, Канада, 103 мин.
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Дженнифер О’Нил, Стивен Лэк, Патрик МакГуэн, Лоуренс Дэйн
Их зовут сканнерами. Они вбиваются в головы людей, пожирая их глазами, проникают в потаенные уголки человеческого мозга, выуживая мысленным крючком требуемую информацию и манипулируя человеком, как им заблагорассудится. А еще они образовали тайную организацию, которая стремится поработить весь мир.
«Сканнеры», первый серьезный коммерческий успех Дэвида Кроненберга, это фактически расширенный авторский взгляд (Дэвид, помимо постановки, занимался сценарной работой) идеи, подхваченной из книги «Обед нагишом» Уильяма Берроуза. Смотрится это примерно также: полуторачасовое, не шибко выразительное действо без претензии на глубокий анализ и киноведческие трактаты. При достаточно путанной сюжетной линии, следить за перипетиями с участием мегакорпораций, тайных экспериментов и главного интригана в лице известного актера-плохиша Майкла Айронсайда, откровенно утомительно. Виной всему акцент на затянутый сюжет и, наводняющие большую часть экранного времени, крупные планы актеров, которые неумело наигранными гримасами пытаются передать болезненное чувство сеансов «сканнирования» мозга.
Впрочем, фирменный авторский стиль Кроненберга узнается и запоминается куда лучше перегруженной фабулы, отражаясь в памятной сцене с взрывом головы, мрачных осенних декорациях Канады и вызывающе отвратительной выставке авангардного искусства. Продолжает инициативу атмосферности напряженное и давяще-дискомфортное (в хорошем смысле) score-сопровождение Говарда Шора, ставшего впоследствии штатным композитором Кроненберга.
Сегодня «Сканнеры» не вызовут былого восторга, особенно если учесть, что у режиссера есть куда более сбалансированные и осмысленные фильмы, как например, вышедший следом «Видеодром». И будь эти строчки написаны парой десятилетий ранее, у финального эпизода был бы шанс компенсировать полуторачасовую разведенную сюжетную смесь, поскольку он всеми силами старается играть на всех положительных нотах «Сканнеров» разом. Только одного грамотного финала, увы, слишком мало. И хотя на фоне неудачных продолжений с аналогичными спин-оффами, оригинал смотрится исключительно в положительных тонах, окончательный вердикт выше «на любителя», даже по фанатским меркам, подняться не может.
Ярик Ленциус