Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Великий мастер (Yi dai zong shi), 2013
Автор: Александр ГофманДата: 21.04.2013 15:11
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР (YI DAI ZONG SHI)
2013, Гонконг, 130 мин.
Жанр: боевик, драма, биография
Режиссер: Вонг Кар-Вай
В ролях: Чжан Цзыи, Тони Люн Чу Вай, Кунг Ле, Сон Хё Гю, Чжан Чжэнь



Для Вонга Кар-Вая историко-романтический жанр уже не в новинку, и если как следует покопаться в его прошлом, там можно обнаружить ленты не только камерные, более или менее соответствующие духу того времени, когда они снимались, но и стоящий несколько особняком «Прах времен», незаслуженно обделенный вниманием, а кем-то и вовсе признаваемый неудачей ввиду намеренных завихрений в сюжете, когда действие никак не могло сосредоточится в цельную картину практически до самой кульминации. Во время которой и приходило осознание того, что дикая, необузданная атмосфера – лишь способ показать неумолимую к своим героям скоротечность времени.

Эта мысль волновала Кар-Вая на протяжении всей его карьеры, и так или иначе он пронес ее через все свое творчество, точно также, как и привычный анализ отношений между мужчиной и женщиной в любом его фильме. Недаром, кстати, самой успешной его картиной стало экзистенциальное «Любовное настроение», вышедшее аккурат в начале нового века и ознаменовавшее собой некий новый этап в фильмографии выдающегося китайского режиссера. Увы, если в период с конца 80-х по начало 2000-х его произведения становились все более метафорическими, но одновременно и более мудрыми, очень живыми и не тривиальными по своему содержанию, то начиная с «2046», последнего по-настоящему свободного его проекта, как грибы после дождя повылазили странноватые жанровые эксперименты. Такой почерк ни с кем не спутаешь, к примеру, «Мои черничные ночи» конструктивно типичный для автора проект, но он уже утратил часть своего обычного обаяния схожих с ним фильмов, снятых однако в Гонконге (вспомним хотя бы изумительных «Падших ангелов»). И одним из таких грибов, как бы парадоксально это не звучало, стали "Великие мастера", или "Великий мастер" (смотря в каком контексте рассматривать увиденное).

История Ип Мана, не раз уже экранизированная, вновь служит в сценарии подспорьем для того, чтобы порассуждать о вещах, более близких Вонгу, ведь ни для кого не секрет, что боевые искусства – не его конек. Не смотря на всю путанность, хаотичность действия, здесь без особого труда можно увидеть и пронзительную драму о столкновении характеров, и чувственную мелодраму о неразделенной любви, сладкой мести и горьком разочаровании в самом себе. Речь не идет о каком-либо деструктивном восприятии самого себя, просто-напросто все первые, да и вторые лица – заложники обстоятельств, не более. За исключением, наверное, Ма Сана, да и у того какая-то смехотворная мотивация. Вот только все эти мотивы прослеживались за постановщиком и ранее, а свежего дыхания, так необходимого Кар-Ваю в последние годы, не наблюдалось вовсе в течении всего хронометража, да и само содержание на сей раз оказалось настолько сырым, что перестаешь удивляться, как этот проект вдруг не оказался даже в конкурсной программе Берлинского (или любого другого) кинофестиваля, всего лишь открыв его.

Возможно, будь в этой приключенческой саге меньше размаха, неумеренных амбиций, желания прыгнуть выше головы – итоговый результат впечатлял бы куда больше. А так даже ожидаемая тяга к эстетике не вызывает прежнего энтузиазма, хоть некоторые боевые эпизоды и смотрелись невероятно красиво, вроде схватки в самом начале под дождем и торжественный саундтрек. Все эти съемки в рапиде, когда даже падающий снег смотрится отдельно проработанной арт-инсталляцией, вся эта техническая совершенность не может не скрашивать уныние, в которое поневоле впадаешь, глядя на то, как талантливый автор вязнет в самоповторе, но она же напоминает нам стилистические изыски Голливудских блокбастеров, редкие из которых не сняты также профессионально. Следовательно, ни о каком уникальном видении, как в том же вышеупомянутом «Прахе времен», речи уже не идет. Ближайший аналог в подобной выверенной хореографичности (частично разумеется), это «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», только там за поединками сверхлюдей был более чем ощущаемый бэкграунд, в то время как «Великие мастера» – возможно, самый холодный опус маэстро.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 421 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio