Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Элизиум: Рай не на Земле (Elysium), 2013
Автор: Василий МаринДата: 08.08.2013 03:41
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЭЛИЗИУМ: РАЙ НЕ НА ЗЕМЛЕ (ELYSIUM)
2013, США, 109 мин.
Жанр: фантастика, боевик
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер



Нил Бломкамп возвращается спустя четыре года после своего громкого кино-дебюта, который не только принёс создателям солидную прибыль, но и удостоился высоких оценок как от обычных зрителей, так и от профессионалов киноиндустрии. «District 9» был весьма оригинален, «Elysium» же, получивший гораздо более солидные финансовые вливания, оригинален уже в меньшей степени — Бломкамп здесь идёт традиционными для утопической фантастики тропами; но при этом создаёт яркий и запоминающийся мир, бросая все силы воображения на проработку его деталей. Учитывая, что качественная жанровая фантастика появляется на экранах не так часто — фильм выглядит вдвойне привлекательным.

Действие происходит в не слишком отдалённом будущем, в котором истощённая Земля превратилась в одно сплошное полуразрушенное гетто с зашкаливающим уровнем преступности; и «сильные мира сего» покинули планету, создав своеобразную элитную «республику» на огромной орбитальной станции, название которой послужило заголовком этой истории. Начало картины вдоволь смакует кадры с коричневыми Земными трущобами и постоянной миграцией обедневшего населения. После недолгого пролога о детстве героя, картина являет нам образ взрослого Макса в исполнении бритоголового Мэтта Дэймона — героя, вроде как, решившего окончательно завязать со своим криминальным прошлым; что, впрочем, вряд ли способно вылиться в какую-либо существенную пользу для него при существующем порядке вещей.

Сюжет рисует гигантскую пропасть между двумя классами общества, ясно давая понять, что верхушка Элизиума сделала абсолютно всё, чтобы «держать рабочий класс в узде». Земляне здесь являются многочисленной, но дешёвой рабочей силой, и никто из правящей элиты всерьёз не задумываются о том, чтобы наделить их какими-либо правами или полномочиями. В первую очередь, у них нет доступа к высокотехнологичному медицинскому оборудованию, способному решить любую проблему со здоровьем — это можно рассматривать как своеобразный метод сдерживания рождаемости на и без того перенаселённой планете. Время от времени кто-то отчаянный совершает вылазки на нелегальном космическом транспорте на спутник, чтобы, если повезёт, добраться до медицинской капсулы и поправить своё здоровье, или здоровье своего ребёнка, чтобы потом после неминуемой депортации пожить на затухающей планете чуть по дольше. Бломкамп последовательно обрисовывает все аспекты придуманного им общества; местами, правда, чересчур схематично и прямолинейно. Однако, когда после просмотра начинаешь копать глубже и проверять всю представленную концепцию на наличие разумной логики — понимаешь, что придраться тут практически не к чему.

Как и в любом боевике, здесь, местами, есть небольшие недочёты, касаемо поведения героев в той или иной конкретной ситуации — но общее движение сюжета и показанная концепция мира нареканий не вызывают. Но не стоит думать, что весь этот социальный подтекст каким-то образом перетягивает одеяло на себя. Это лишь каркас (пусть и чуть более осмысленный, чем в среднестатистическом представителе жанра), который здесь является прочной основой для умопомрачительного визуала и яростных экшн-секвенций. Режиссёр не пытается тут читать морали; хотя бы даже потому, что социальные мотивы здесь слишком очевидны, и на откровения не тянут. Это лишь один из элементов концепции, и не более того — и подобный подход говорит о том, что никакой спекуляции на теме здесь быть не может.

Нил Бломкамп с первых кадров картины даёт о себе представление как о талантливом художнике — но чем дальше развивается его сюжет — тем явственнее можно ощутить его любовь к жанру фантастики, как таковому. Присутствует множество различных элементов, заставляющих вспомнить настоящую классику жанра (от «Бегущего по лезвию» до «Робокопа»); включая чуть ли не «слизанный» момент из легендарного «Total Recall» со Шварценеггером — причём это как раз тот случай, когда подобные «заимствования» абсолютно не вызывают негативных эмоций, а как раз наоборот, отдают теплотой лёгкой ностальгии. И это всё при том, что режиссёр всячески избегает комичности и фарса, не прибегая к излишней иронии. В этом отношении несколько разбавляет этот серьёзный настрой Крюгер в исполнении Шарлто Копли — отдельного упоминания, конечно, заслуживает его диалог с Максом с фразой «Погода хорошая для полётов». Копли здесь явно создал один из самых ярких и выигрышных образов. А что касается Мэтта Дэймона — я, в очередной раз, хочу снять шляпу перед этим замечательным актёром, способным «читать сценарий между строк» и привнести в образ неподдельную искренность и индивидуальность.

Стоит отметить, что фильм берёт довольно медленный старт — и в начале эффектная картинка явно доминирует над динамикой. Изобретательность Бломкампа как визионера, конечно, неоспорима — но концентрация экшна в первой половине довольно незначительна. Без какой-либо спешки нам представляют всех героев, и демонстрируют сюжет, который, по хорошему, стоило бы грамотно распределить по гораздо более объёмному хронометражу, чем тот, что мы имеем. Однако, ощущается уверенное движение вперёд с постепенным усилением драйва и без каких-либо провисаний; вплоть до предельно насыщенного и мощного финала. Ну и особого упоминания, как и похвалы в адрес постановщика, заслуживает тот факт, что фильм не выглядит на свой бюджет — он выглядит, как минимум, в два раза дороже.

Василий Марин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 208 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio