КОНЕЦ СВЕТА 2013: АПОКАЛИПСИС ПО-ГОЛЛИВУДСКИ (THIS IS THE END)
2013, США, 107 мин.
Жанр: комедия, фантастика
Режиссер: Гэвин Худ
В ролях: Сет Роген, Джей Барушель, Джеймс Франко, Джона Хилл, Крэйг Робинсон, Дэнни МакБрайд и другие жертвы
С уверенностью можно сказать, что лента «Конец света» стала логическим подытоживанием и осмыслением всего того, что можно назвать «комедией по Джудду Апатоу». Выполненная по всем канонам его фильмов, с участием почти всех актеров, получивших путевку в большое кино из его рук, дебютная режиссерская работа Сета Рогена и Ивэна Голдберга становится как своеобразным посвящением своему наставнику, так и явственным знаком того, что у птенцов появились крылья, и взлететь они могут очень высоко.
Умение смеяться над собой, пусть и в гиперболизированно-джекэссовском воплощении — штука очень забористая. Джей Барушель, Джона Хилл, Сет Роген, Джеймс Франко, Дэнни МакБрайд, Крейг Робинсон, Эмма Уотсон с топором + куча кого еще в камео, играют самих себя, оказавшихся на пороге Судного дня со спущенными штанами и полной торбой грехов за плечами. Уже то, что никто из огромной толпы медиа-персон, тусовавшейся на злополучной вечеринке в особняке Джеймса Франко, не заслужил лестницу на небо, да и даже не узнал, что праведники уже полчаса тусят на небесах, испытывая на прочность струны волшебных ангельских арф, иронически намекает на мысли Рогена о всей нынешней звездной тусовке.
Наделив своих друзей всеми чертами настоящих инфантильных придурков, он стирает грань, отличающую того же Барушеля реального от Барушеля медийного. Ведь естественно, что из Джоны Хилла проще всего сделать розовощекого мимимилаху, из Дэнни МакБрайда — раздолбая, плюющего на все мыслимые и немыслимые нормы поведения, Джеймса Франко превратить в самовлюбленного Нарцисса, каждая поза которого вопит о раздутом чувстве собственной важности, а зритель охотно поверит, что образы, сопровождающие этих актеров в фильмах — вещь реальная. Из-за всего этого «Конец света» становится тем, на что сам Джудд Апатоу так и не покусился — самопародией на грани фола, гомерически ухахатывающейся с жанра, с общности образов, сочетающей в себе кривотолки бульварной прессы с реальными чертами молодых и дерзких обитателей голливудских холмов.
Кого-то может излишне покоробить откровенная наглость юмора, преподносимого с экрана, чего только стоит годзиллообразный Люцифер, размахивающий внушительным мужским достоинством, или перманентно проскакивающие шутки про самоудовлетворение, но тут ничего не поделаешь, можно лишь сказать, что даже это обыграно куда более элегантнее, чем в тех же «Храбрых перцем» (который, кстати, не раз помянут недобрым словом в «Конце света»). Действительно важно то, что юмор не зацикливается лишь на сортирных шутках, а радует зрителя как киноманскими вкусняшками-отсылками, так и обыгрыванием самых распространенных штампов фильмов о выживании (первое появление Дэнни МакБрайда в кадре вообще можно смело можно зачислять в «издевательства года»). Live fast, die yоung, но только не на зубах каннибалов или рогах адских демонов, а с обязательным вознесением к небу в струе ослепительного света. А на небе будет продолжаться тусовка, ведь зачем молодым райские кущи и гурии, когда можно потанцевать с Backstreet boys, любимыми еще со времен школьных дневников, да подкурить от нимба. А остальное пусть горит на Земле адским пламенем.
Александр Меркурьев