АСТРАЛ (INSIDIOUS)
2010, США, 103 мин.
Жанр: хоррор
Режиссер: Джеймс Ван
В ролях: Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Ти Кигэн Симпкинс, Лин Шэй
Когда молодая семья переезжает в новый дом, кажется, что ничто не может нарушить идиллию, установившуюся между родителями и их двумя сыновьями. Но метаморфозы, которые начинают происходить в стенах дома, заставляют Джоша (Патрик Уилсон) и Ринэй (Роуз Бирн) насторожиться. События принимают совсем неожиданный оборот, когда старший сын семейства, Далтон, впадает в кому. Родители начинают догадываться, что за этими происшествиями стоит нечто ужасающее и необъяснимое.
Творческий тандем Джеймса Вана и Ли Уонелла громко заявил о себе в 2004-м. Именно тогда на экраны всего мира вышла «Пила», вернувшая популярность натуралистичным фильмам ужасов. Картина, стоившая по нынешним временам копейки, сумела собрать хорошую кассу. Что послужило отличным сигналом для Вана и Уоннела к продолжению сотрудничества. Выпустив в последующие годы несколько интересных проектов (в числе которых была заслуживающая особого внимания «Мертвая тишина»), последней на сегодняшний день лентой австралийцев стал фильм ужасов «Астрал».
С первых минут картина вызывает четкие ассоциации не только с недавним «Паранормальным явлением», но и с более ранними и ставшими уже классическими «Полтергейстом» и «Кошмаром на улице Вязов». Неспешно начавшись, лента разгоняется ближе к середине, когда Джеймс Ван все более нагнетает атмосферу всепоглощающего страха и безысходности. Довольствуясь, в общем-то, традиционными, клишированными приемами, авторы создают на экране пугающие, реалистичные образы потустороннего мира. Не имея солидного бюджета, Ван и Уоннелл используют старые, проверенные способы усиления саспенса. Это и отличный грим, и достойные работы операторов, монтажеров, и, разумеется, уверенная режиссура. В ход идут все возможные аудиовизуальные приемы: скрипы и шорохи, мерцание света…
Появляющиеся во второй половине ленты героиня-медиум Элис (Лин Шэй из все того же «Кошмара на улице Вязов») вместе со своими двумя помощниками (в числе которых оказался и сам Ли Уоннелл), привносят в фильм толику здравого юмора, неплохо вписывающегося в общую канву сюжета. Для Патрика Уилсона, более всего запомнившегося зрителю по роли Дэна Драйберга (супергерой Ночная Сова) из «Хранителей» Зака Снайдера, роль Джоша в «Астрале» стала одной из самых удачных за последние годы его карьеры.
Несмотря на топорные, скучные диалоги и не слишком хорошо прописанные образы персонажей (в особенности, детей), картина обладает превосходным чувством ритма. И даже предсказуемый в контексте самой истории финал не способен испортить впечатление от просмотра. Способствует погружению в потусторонний мир потаенных страхов и музыка Джозефа Бишара, для которого «Астрал» пока также стал самым ярким моментом в карьере.
На фоне современных фильмов ужасов лента Джеймса Вана выглядит настоящим титаном – стилистически выверенный «Астрал» получился эффектным жанровым фильмом. Пусть и со стандартным набором клише. Но то, что является закономерностью в математике, не всегда аксиома в кино: от перемены мест слагаемых сумма может кардинально меняться. Для этого достаточно доверить режиссуру и сценарий картины молодым австралийцам Джеймсу Вану и Ли Уоннелу.
Геннадий Гусев