Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Землетрясение (Tangshan da dizhen), 2010
Автор: Михаил ТарасовДата: 09.05.2011 19:18
Разместил: Данил Вейдер
Комментарии: (0)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ (TANGSHAN DA DIZHEN)
2010, Китай, 101 мин.
Жанр: драма про тяжелый выбор
Режиссер: Фэн Сяоган
В ролях: Сюй Фань, Чжан Цзинчу, Ли Чэнь, Чжан Цзыфэн



На дворе стоял 76-й год. Город Таньшань томился от летней жары, огромные блестящие стрекозы пронизывали воздух стотысячным жужжанием, а обычная китайская семья мирно встречала приближающийся вечер. Пейзаж из серии «ничто не предвещало...». В следующее мгновение твердая земля под ногами превратилась в шатающийся и растрескивающийся панцирь гигантского ящера, который чудовищными толчками сокрушил выстроенные на его спине дома. Каменные стены выдохнули тьму зыбкой пыли, накрывшей серой пеленой истошный крик тысяч умирающих жертв. Экранная реконструкция страшного землетрясения длится минуты на 3 дольше реальной катастрофы, свершившейся всего за 30 секунд, что позволило показать масштабные разрушения более чем убедительно, а невыносимая трагедия людей ощущается в самом контексте, заодно подкрепляясь непритязательной актерской игрой.

По большому счету на этом фильм-катастрофа заканчивается, а по следу его направляется семейная сага, берущая начало в весьма сомнительной трагедии. Двое детей – брат и сестра –придавлены бетонной плитой, и если ее приподнять, то один ребенок умрет. Перед их матерью встает противоестественный, безумный, разрывающий сердце выбор: кто из детей должен выжить? Она, рыдая, оставляет сына. Тело дочки тоже достают, оно кажется бездыханным, но когда уцелевшие мать и сын покидают руины своего погребенного прошлого, девочка открывает глаза. Каким-то чудом она выжила. Однако удивляет здесь вовсе не чудо, а то, как можно было живого человека принять за мертвого притом, что он был просто без сознания, а не в летаргическом сне. Этот сюжетный ход, пожалуй, самая слабая часть фабулы. Поэтому ко всему дальнейшему действу складывается весьма скептическое отношение.

На крайний случай можно допустить, что мать, да и все люди вокруг, были в глубочайшем шоке, поэтому пощупать пульс или послушать дыхание не догадались (хотя все равно странным кажется то, что безутешная мать просто бросила труп своей дочки). Вот такое вопиющее недоразумение переросло в драму длиною 32 года. Выжившая девочка потеряла память, попала в приемную семью, а сюжет фильма разошелся на две параллельные истории: судьбы разлученных брата и сестры.

Конечно, в пересказе это сильно напоминает надрывный индийский опус, но на самом деле режиссер Фэн Сяоган снял хрестоматийную бытовую драму. При этом он ни на йоту не отступил от прописных атрибутов жанра. Сцены порой перенасыщены самыми обыденными проблемами семейной жизни – мелкие ссоры, случайные перепалки, элементарное отчуждение между родственниками показаны скрупулезно по минутам, по фразам. Естественно, ощущение затянутости этого двухчасового фильма основательно поселяется в душах зрителей. Подобный стиль повествования, наверняка, перенят из одноименного романа-первоисточника, что никак не оправдывает непомерную дотошность режиссера к деталям.

Но чего у фильма не отнять, так это абсолютно точного воссоздания места и времени. Причем, панорамных съемок городов почитай и нет, а чувство пространства и аромат эпохи сплетаются из маленьких комнатушек. Они как будто вернулись из прошлого, сохранив характер убранства, фотографии на стенах, скрип полов – все материальные символы минувшего. Декораторы, безусловно, заслужили овации. Гордость за свою культуру достигает такой степени, что они даже не решаются показать канадский дом изнутри, когда действие ненадолго отправляется в ту страну. Фильм буквально окурен дымкой китайского быта, и никаким иноземным традициям в нем нет места.

Раскрутив длинное, расписанное сюжетными узорами, полотно людских судеб, режиссер почему-то вплетает в него безвкусные нити малохудожественных слезоточивых, а то и откровенно бульварных поворотов событий. Кажется, что и сценарист, и постановщик вообще забыли, к чему идет их фильм. Однако через все лабиринты стилистических неурядиц на экран проникает одно мучительное и тоскливое чувство прошлого. Картина лихо отсчитывает годы, удаляя героев от ужасного землетрясения, заволакивает память клубами повседневности, вторгается сиюминутными эмоциями и тяжелыми жизненными конфликтами, но холодная тень минувшей трагедии не отпускает ни на мгновение. Через страдания одной семьи режиссер выходит к теме народной памяти, которая также несет в себе боль тех дней 30-летней давности.

Михаил Тарасов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 451 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio