ВОЗМЕЗДИЕ (THE RAILWAY MAN),
2013, Великобритания, 116 мин.
Жанр: военная драма
Режиссер: Джонатан Теплицки
В ролях: Колин Ферт, Николь Кидман, Джереми Ирвин, Стеллан Скарсгард
МНЕНИЕ "ЗА"
«Возмездие», или, если дословно переводить, «Железнодорожник» — экранизация автобиографического бестселлера британского офицера Эрика Ломакса. Во время Второй мировой войны Ломакс оказывается в плену у японцев. Вместе со своими товарищами он был отправлен в лагерь для военнопленных на строительство Тайско-Бирманской железной дороги.
По сути, из британских солдат сделали самых настоящих рабов, которые вкалывали днями напролет в невыносимых условиях. Однако, основное время действия — 1980 год, когда война далеко позади, но только не для Ломакса. Как раз в это время Эрик знакомится со своей будущей супругой Патрицией (Николь Кидман). В первой половине фильма авторы демонстрируют зрителю историю любви, но при этом не ударяются в романтику или какие-либо детали, а лишь обобщенно констатируют факты. Уже после свадьбы Пэтти замечает за мужем некоторые странности в его поведении, связанные с воспоминаниями о страшных событиях времен войны, которые пришлось пережить ее ненаглядному.
Понимая, что страдания мужа не могут длиться вечно (а также то, что о счастливой жизни в таких условиях не может быть и речи), Патриция решает обратиться за помощью к боевому товарищу Ломакса — бывшему солдату Финли (Стеллан Скарсгард). Поначалу, глядя на Николь Кидман и Стеллана Скарсгарда, находящихся в одном кадре, невольно и сам окунаешься в воспоминания. На ум моментально приходит триеровский «Догвилль», правда, наблюдая за «Возмездием» в дальнейшем, из головы творение датского самородка выветривается достаточно быстро. Персонаж Скарсгарда — седовласый старик, который мечтает о мести, кажется, даже больше, чем сам Ломакс. Именно он находит заметку в газете о японском офицере, который когда-то так жестоко пытал Ломакса. В газете сказано, что этот неприятный тип не то что не был наказан за свои преступления в прошлом, но и до сих пор жив, здоров и здравствует. Немного поразмыслив и посомневавшись, Ломаксу ничего не остается, как отправиться на встречу со своим обидчиком, чтобы наконец отомстить за все свои страдания.
Несмотря на то, что основное время действия, как уже было сказано выше — 80-е, создатели ленты довольно часто прерывают повествование флэшбеками, которые появляются, как показалось, очень кстати, а самое главное — к месту. Благодаря им зритель своими глазами видит те страшные вещи, которые довелось пережить главному персонажу фильма во время Второй мировой. При этом режиссер Джонатан Теплицки старается избегать излишнего пафоса или нарочитой сентиментальности, присущей многим Голливудским лентам в жанре военной драмы (в большей степени) или байопика (в меньшей степени). Да и самой войны, как таковой, в фильме практически нет: мы не услышим ни взрывов, ни выстрелов, и тем более не увидим каких-либо зрелищных боевых сцен. К слову, этого и не требуется. Теплицки здесь играет роль скорее рассказчика, нежели выдумщика, и стоит признать, что получается это у него как минимум неплохо.
Ввиду того, что в фильме японский офицер Такеси Нагаси выглядит вроде как жестоким тираном, стоит обратить внимание и на то, что есть здесь и обратная сторона медали. Ведь, если вдуматься, в какой-то мере и Ломакс, и Нагаси оказались всего лишь марионетками, пешками в игре, в которой никто не хотел умирать. Когда зритель видит уже немолодого японского офицера, то понимает, что это глубоко несчастный, чувствующий свою вину перед Ломаксом человек, который при встрече с последним без каких-либо колебаний соглашается на то самое возмездие, о котором помышляет Эрик. Недаром во время переклички Ломакс оказывается именно Тузом, ибо из всех военнопленных в том злополучном лагере у него единственного появилась возможность отомстить. Но в данном случае главное не это, а то, как ведет себя в этой ситуации британский солдат. «Мы больше не солдаты» — говорит он. — «Временами ненависть должна прекращаться». И вот как раз здесь, помимо определенной симпатии, к Ломаксу испытываешь огромное уважение. Раскаяние, прощение — именно этому учит нас история об Эрике Ломаксе.
Реальный Эрик Ломакс скончался 8 октября 2012 года в 93-летнем возрасте, к сожалению, так и не дождавшись премьеры. Однако его супруга, Патриция Ломакс, посетила премьеру фильма на кинофестивале в Торонто осенью 2013 года. После просмотра весь зал аплодировал ей стоя и, думается, какие-либо комментарии здесь будут излишни.
Денис Федорук
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Бывший британский офицер Эрик Ломакс, в прошлом военнопленный японской армии, спустя годы пытается обрести счастье. Встречает и мгновенно влюбляется в тихую женщину с терпеливым характером, сбривает смешные усы, катается на любимых поездах туда-сюда. И все бы шло хорошо, не терзай его время от времени демоны прошлого. В отношениях назревает кризис, маленький человек хватается за большой нож, море волнуется – и вот уже старый боевой товарищ рассказывает причину столь остро дающего о себе знать посттравматического синдрома.
Порой как-то неловко судить о военных фильмах сугубо по внешним признакам. Касательно «Железнодорожника (у нас – «Возмездие», и это очередная двойная глупость от наших прокатчиков), можно сказать, что скуку навевает уже постер или там синопсис. Естественно, это выдержанная в строгих тонах военная драма, которая задает непростые вопросы, и ищет на них еще более сложные ответы – при этом используя самые простые и до боли знакомые методы. Кино, не смотря на внешний лоск и присущее англичанам достоинство, все в этих томных взглядах за окном, в дежурных истериках, обязательных разговорах о том, что солдат есть солдат. История мести главного героя, замаячив на горизонте, внезапно оказывается другим – нелепой трагедией о примирении с самим собой и прощении ближнего своего – но такой переход равнозначен тому, как если бы вдруг в «Мосте через реку Квай» всех диверсантов бы убили, а поезд спокойно поехал дальше. Притом, что все намеки разжеваны, подтекст – на поверхности, но в финале нет логики. Зато есть снимок, который по версии авторов, должен решить все проблемы. Но он не решает.
И даже если бы ритм действия был чуточку поживее, мало что могло бы искупить вину за, к примеру, прическу Кидман – она никогда еще не была так асексуальна (и о ком мы сейчас говорим!) – за один и тот же приторный мотивчик, в правильных местах играющий за кадром, за зов мамы во время очередной пытки. По-хорошему, из такого материале могла выйти прекрасная комедия абсурда, на худой конец - фарс в духе "Безумного спецназа". Теплицки же, телевизионный режиссер, пытается искупить дурной вкус в одних вещах красивостями в других, не понимая, что в принципе картинка здесь мало чем поможет. Финал, снятый по учебнику - тем более. Мир всему миру, война - это плохо, давайте жить дружно. Давайте. И даже в выводах, которые делает для себя Ломакс уже под занавес, усматривается политкорректность, много-много политкорректности. И уже с такой точки зрения все с ходу встает на свои места. Что, стоит заметить, не прибавляет смысла предприятию.
Александр Гофман