Знаешь, ты никогда не ощутишь детства. Сегодня, когда твои большие бездонные глаза радостно пытаются запомнить картинку вокруг, мир переливается всевозможными открытиями и тайнами. Ты не в силах понять его, как не в силах понять то, что живешь, существуешь, дышишь этим миром. Он для тебя реальность, а детство…
Ты будешь вспоминать о нем по горстке черно-белых фотографий, что с такой бережностью хранила твоя бабушка. По тем запахам, что доносились с кухни, когда мама колдовала над плитой. По шрамам на коленках, что остались после неудачных велосипедных маневров. Ты будешь с тоской перебирать в памяти отрывки тех дней, когда счастье стучало в твои окна каждое утро, но ты об этом не знал. И что останется у тебя от того времени? Набор чудаковатых артефактов, чье назначение ты сейчас и не вспомнишь. А ведь когда-то это были настоящие сокровища. Вкладыши от жевательной резинки, моментальные фото-открытки от компании «Polaroid», затертые видеокассеты. А на одной из кассет будет храниться эта странная сказка о последнем единороге.
Дуэт Артура Рэнкина младшего и Жюль Басса можно назвать самым оригинальным явлением в анимационном мире. Создавая свои миры на стыке американской и японской культуры рисованного фильма, они добавляли в сказки той самобытности, что потом еще долго стояла перед глазами после финальных титров. Подобно крупинкам соли в плитке шоколада, что придают совсем иное звучание известному вкусу. Ведь ты же хорошо знаешь правила, по которым строится сказка. Ты слушал тысячи волшебных историй. В спокойный жизнерадостный мир врываются силы зла, но после борьбы настоящие герои всегда получают награду в виде полцарства и дочери местного правителя. Но вот ведь незадача, «Последний единорог» совсем не хочет играть по правилам.
Здесь есть волшебники, не умеющие справиться с собственными силами, благородные разбойники, коротающие ночи за песней у костра, старый уставший от жизни государь, мечтающий о минутах заветного забвения, и злая ведьма с противным смехом. Ты встречался с ними не раз на страницах других книг. Но настоящая борьба идет не на поле сражения, и цель здесь — не волшебное государство. История разворачивается вокруг последнего сказочного существа — прекрасного единорога. Ей во что бы то ни стало нужно найти своих сородичей, ведь без единорогов этот мир становится похож на небо, которое лишилось звезд. Именно поиск себя становится главной темой картины. Ты можешь возразить, что себя найти, не так уж и сложно, достаточно лишь взглянуть в зеркало. Но зеркало — всего лишь частичка правды. Самое важное то, что не увидишь глазами. Твои мысли, твои мечты, твои чувства. Найти себя — это не просто выучить красивый фокус или сварить вкусную похлебку. Найти себя означает понять свою роль в этом волшебном мире и, возможно, принести себя в жертву.
Именно жертвенность отличает сюжеты Рэнкина и Басса от других мультфильмов и сказок. Загляните на фабрику Диснея. Там даже Русалочка, нарушая заветы Андерсена, выходит замуж за принца. Рэнкин же и Басс не стесняются наполнить мир безжалостной прозой. Их злодеи по-настоящему ужасны, а истории хоть и имеют счастливый конец, нередко вызывают слезы. Потому что так не должны заканчиваться детские сказки. Потому что «и жили они долго и счастливо» — обязательная фраза на последней страничке. Потому что за страдания и борьбу положена награда. Но у судьбы странные представления о наградах. И ты это обязательно поймешь. Пусть не сейчас, пусть спустя десять лет, но поймешь. Нужный выбор не всегда бывает правильным, а жизнь сильнее любого волшебства. И тогда тебе захочется вновь вернуться в фантастическое королевство, где все знакомо и все по-своему уникально.
«Последний единорог» стал логической вершиной творчества Рэнкина и Басса. Наигравшись в Толкиена, полетав на драконах, режиссеры решили разыграть настоящую сказку для взрослых. Их можно ругать до бесконечности за неряшливый стиль рисунка, за неприглядность положительных героев, за пустоту и неровность сюжета, разбавленную волшебными песнями современных менестрелей. Но законы критики перестают работать, когда вновь просматриваешь этот фильм, оцифрованный со старенькой видеокассеты. Ты больше не ребенок, это так явственно чувствуется. Но именно сейчас ты осознаешь, что тогда, совсем маленьким ты был счастлив. И этот маленький осколочек счастья сейчас лежит на твоих ладонях. Постарайся поверить в волшебство, и ты его обязательно увидишь. Сохрани это чувство, словно вино из одуванчиков, напоминающее о счастливом лете. Ведь это твой заветный билетик до детства.