"Нюхач" - свежий продукт украинского ТВ, еще один взгляд на жизнь человека с неординарными способностями. Дабы подогреть интерес публики, создатели решили направить сюжет в типично детективное русло, которое в последние годы привлекает огромную аудиторию.
НЮХАЧ
Жанр: детектив, драма
2013, Украина, 48 мин.
Количество сезонов: 2
Режиссер: Артем Литвиненко
В ролях: Кирилл Кяро, Иван Оганесян, Мария Аниканова, Нина Гогаева
Первое, что видит человек, решивший поближе познакомится с сериалом "Нюхач" - обертка. Ее, как наиглавнейший козырь, зрителю незаметно пытаются преподнести с самых первых кадров и ненавязчивым образом бросают в лицо. Европейский лоск, налет современной детективной стилизации, неплохой саундтрек, четкая картинка, выдержанная в своеобразной "стальной" манере, и приличная операторская работа – внешние элементы прямо-таки кричат: "смотрите, мы тоже сняли клевый сериал, мы тоже можем как эти ваши Моффаты и Гэтиссы" (создатели популярного британского сериала "Шерлок"). Трейлер, собственно, пытается произвести то же впечатление. Кстати, вот ремарка насчет трейлера. Те редкие скептики, которые рискнут все-таки до него добраться, вероятнее всего довольно хмыкнут, скажут "мы же говорили" и пойдут по своим делам. Чересчур короткий ролик настолько переполнен экшн-взрыво-погонями, что создается впечатление, будто перед нами продукт НТВ. Самое удивительное в этом то, что он действительно вполне точно передает суть сериала, но, признаем очевидное, нарисованные на компьютере взрывы не делают чести даже третьесортным боевикам.
Контрастируя с более чем посредственным роликом, сам сериал выдает на удивление мягкий и спокойный тон повествования и очень приятную картинку, в том числе и в плане декораций. Причудливые металлические конструкции офисных зданий и серые улицы города периодически сменяются простыми деревенскими домиками, необъятными полями и прохладой леса. Само собой, героев заводит туда сюжет не просто так, а ради криминальной составляющей, что, однако, совершенно не мешает глазу зрителя отдыхать. Во всем этом эстетическом почти великолепии существует главный герой - наделенный удивительным даром, он постоянно конфликтует со всем, что его окружает - людьми, условиями жизни вне его идеального дома и даже едой. Наверное, нет смысла говорить о характере и назначении его дара, название сериала делает это априори. Кстати, о названии. Безусловно, являясь броским и запоминающимся, оно вяжется с детективной тематикой разве что посредством прозвучавшего в сериале оскорбления "человек-собака". Да и в разговорной речи все время хочется заменить "Нюхача" каким-то эвфемизмом или более нейтральной фразой - с эстетической точки зрения оно вызывает какие-то смутные и неясные ассоциации.
Вероятно, что главной идеей создателей было желание сделать из главного героя человека-загадку, ну, или в лучших традициях жанра, попытаться выдавать его за такую загадку как можно дольше. Логично предположить, что подобный ход был единственно возможным, ведь сразу выкладывать все карты на стол - глупо и чревато быстрой потерей аудитории. Куда интереснее взять человека, явно выделяющегося из толпы и препарировать его внутренний мир (пусть и не очень аккуратно), шаг за шагом раскрывая его личность и добавляя немного детективной интриги по вкусу. В таком случае абсолютно понятным и логичным выглядит упрощение всех прочих характеров. Естественно, на фоне остальных персонажей, полностью лишенных какой-либо глубины, у зрителя возникает впечатление, что герой - разносторонний человек, чувствующий, способный меняться как в лучшую, так и в худшую стороны, постоянно открывающий новые грани внутри себя. Но этот огромный плюс теряется на фоне множества мелких минусов и незначительной проработки (или даже значительной не проработки) остальных персонажей. Их словно бы карикатурно исказили до неузнаваемости, а все пороки и отрицательные черты гиперболизировали и выставили на показ.
Постоянно приударяющий за каждой юбкой лучший и по совместительству единственный друг Нюхача Лебедев сначала вызывает пару понимающих ухмылок, но следом появляется недоумение, а затем и немалая доля отвращения. Вроде бы нормальный мужик, с принципами, правильными понятиями и моралью, а отдушину пытается найти в не совсем нужных местах. Его "недостижимая мечта" Светочка тоже странна. Кажется, что она делает все правильно, раз за разом отказывая бабнику-ловеласу (в конце концов самоуважение и чувство собственного достоинства еще никто не отменял), но делает она это невероятно стервозно и истерично. Бывшая жена главного героя идет в этом плане еще дальше, а попытки сына Алекса изображать хоть какую-то деятельность выглядят совершенно уныло. Хотя, тут его даже можно пожалеть, семейка, конечно, та еще. Новый романтический интерес Нюхача (кстати, еще с первых серий намек на дальнейшее развитие отношений настолько стандартен и типичен, что аж зубы сводит) - сплошной клубок нервов и противоречий, что тоже не добавляет картине плюсов. Какой тут смысл говорить еще и о преступниках, которые в этой галерее грехов оказываются просто за чертой добра и зла?
Но все-таки главный герой. Он высокомерный, гордый и независимый, "свободный художник", который ничем не гнушается, но берет в таком случае двойную-тройную плату. Знакомый характер, если вы любите детективно-криминальный жанр, но сыгран он неплохо и с особой изюминкой. Нюхач, следуя воле создателей, предстает человечным и чувствующим, как бы он ни хотел от этих качеств избавиться. Людям всегда было интересно наблюдать за тем, как обстоятельства меняют людей, эта благодатная тема нещадно эксплуатируется писателями, сценаристами и режиссерами, порой видоизменяясь до неузнаваемости. В случае с Нюхачом обстоятельства - это его особая природа, вынудившая его жить так, как он живет и понятно, что в большинстве случаев он встречает непонимание, отвращение, ненависть и страх со стороны всех окружающих. Оттого и защитная реакция, причем о супер обустроенном доме, больше смахивающим на современную крепость, речь тут идет в меньшей мере.
Цинизм, презрение, осознание, и преувеличение собственного достоинства – прочная, выработанная годами оболочка, которая все-таки довольно часто дает свои сбои. У него абсолютно человеческие слабости, он глубоко переживающий трудности человек, не любящий оружия и совершенно не всегда хладнокровный, не такой, какими мы привыкли видеть героев. Герои обычно, даже находясь в смертельной опасности, или, когда опасность угрожает кому-то из их близких и друзей, сохраняют способность трезво мыслить. Нюхач же сразу бросается «пороть горячку», за что потом платит, но в конце все заканчивается удивительно здорово. Большой плюс во всем этом – смотреть на душевные метания действительного живого, иногда совершенно неуравновешенного человека, который только прикрывается маской хладнокровного циника. Динамичны сцены, когда герой практически полностью теряет контроль над собой, когда он не знает, что ему делать, и когда его буквально разрывает изнутри чувство вины.
Мой сын в беде, я что, должен торчать в этой… в этом доме?! (с)
Самая большая беда – сюжет. Казалось бы, всего восемь серий, можно сделать их отличным друг от друга, но нет. Сценарий предсказуем, довольно однообразен и пользуется давно отработанными приемами. Иногда действие напоминает типичные отечественные сериалы, которые в избытке можно наблюдать по центральному телевидению. А иногда "Нюхач" становится почти европейским детективом-боевиком. К сожалению, первый вариант развития событий решительно преобладает над вторым.
Действие нередко провисает, иногда, если хоть немного вдуматься, можно заметить явные логические несостыковки. Видимо, создатели так и не определились, что они хотят сотворить - байопик о вымышленном герое или именно детективный сериал. Ясно-понятно, что у героя есть чудо-нос, его девиз "химия навсегда" и все такое, но иногда это просто съезжает до сверхъестественных способностей и чудесного раскрытия преступления. Еще у героя есть множество семейных проблем, как типичных – "боже, я не знаю ничего о своем сыне", так и криминальных, в духе "давайте-добавим-в-сюжет-будет-круто-и-неожиданно", что также выдает стремление создателей по максимум раскрыть душу героя и вывернуть его наизнанку прямо перед лицом зрителя.
Последняя серия разочаровывает больше всего: начинаясь бодро и интригующе, она в итоге оставляет зрителя без ответов на важные сюжетные вопросы, логических связок, объединяющих все восемь серий в единое повествование и даже внятной концовки, как для серии, так и для сезона. Да и смертельно опасный враг под кодовым именем Мориарти в последней серии просто никакой. Завершать подобным образом сезон - ход довольно рискованный, и тут он оказался все-таки проигрышным. Создатели не сумели довести действие до нужной точки напряжения, не хватило запала и интриги. К тому же совершенно непонятно что будет с героями дальше, и если можно высказать туманные предположения насчет двух-трех персонажей, то у зрителя остается множество вопросов о последующем развитии сюжетных событий, включающих в себя бывшую жену и сына героя. Для чего их вообще вводили в сериал? Поддержать провисающие сцены? Добавить герою человечности? Со своей задачей они совершенно не справились, словно просто пройдя по сцене, глупо, натянуто, наиграно и снова исчезнув за занавесом, не оставив после себя ничего, кроме неприятного привкуса. Что изменилось? Какой выбор сделал герой? Он остался прежним, отпустил, решил вернуть их, что вообще происходит?
Зрителю показали возможность счастливой жизни одних людей, и оставили других на перепутье, на каком-то критическом, кризисном моменте в их жизни. Что хотели сказать создатели? Что они собираются снимать в продолжении? Еще один совершенно непонятный ход. Но, будем честны, иногда в этой череде провисаний, несостыковок и несовпадений случаются и приятные сюрпризы.
Помните те самые истории, которые «здорово заканчиваются»? Иногда способы решения почти всех проблем одновременно подаются довольно оригинально, и, пусть они не особо достоверно и естественно вплетаются в сюжет, им не занимать ни юмора, ни креативности. В подобных эпизодах особенно помогает харизма "герра эксперта" и его лучшего друга, ну и шутки в сюжете не всегда прописаны на примитивном уровне, что тоже не может не радовать.
Как итог: "Нюхач" - еще один сериал в череде похожих. Безусловно, среди огромного множества современных и не очень сериалов подобной тематики встречаются как самородки, стоящие на несколько позиций выше "Нюхача", так и картины намного хуже в плане всех составляющих. В данном случае отечественные создатели скопировали зарубежную идею, добавив главному герою человечности, а сериалу - своего народного колорита, не уничтожая, однако, стиль западный. Вышло, в целом, довольно любопытно. При просмотре "Нюхача" вы можете следить за тем, что интересно именно вам, пропуская логические неувязки, сцены, бьющие мимо сюжета, не совсем удовлетворительную игру некоторых актеров и прочее. Кстати, тут есть еще одна небольшая особенность - зритель предстает в роли наблюдателя. Если вы любите Шерлока за то, что он ведет вас за собой, опережая, впрочем, на несколько шагов, то тут нить видна только одному человеку, и он будет играть с ней как захочет. Потому что создатели изначально наделили его этим законным правом. Если вы готовы принять такие условия, то приятного просмотра.
Анна Ентякова