ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (VERTIGO)
1958, США, 129 мин.
Жанр: триллер, мелодрама, криминал, детектив
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес, Том Хелмор
Нечасто полицейских отправляют на пенсию раньше срока из-за боязни высота. Но после одного трагического происшествия детектив Джон Фергюсон стал профнепригоден: мало того, что он боится смотреть из окон верхних этажей, но даже упавший со стола карандаш возвращает в его памяти вид летящего с крыши напарника. Однако воспользоваться заслуженным отдыхом не получается: старый друг, владелец крупного бизнеса, обеспокоен поведением своей юной жены. Прекрасная леди неожиданно изменилась: с ней сделалось то ли раздвоение личности, то ли какое-то помешательство, но моментами она перестает быть сама собой. Ничего не говоря, уходит из дому, долго ездит по городу, бывает в местах, о которых никогда не слышала. И взволнованный муж прежде, чем отправить благоверную в желтый дом, просит опытного сыщика разобраться, что же с ней все-таки случилось.
Франсуа Трюффо шутил, что французские авторы Пьер Буало и Тома Норсежак специально написали роман «Из мира мертвых», чтобы его экранизировал Хичкок. Детективная история с неожиданной кульминацией и фрейдистскими аллюзиями позволила режиссеру развернуться на поле интригующей таинственности с острыми нотками холодящего саспенса.
Как и в романе, сюжет разделен на две части: детективную и триллерную. Первая, по сути, стандартная, местами банальная фабула, окутанная мистическим туманом, который, как бы ни старался отважный сыщик, по ходу действия только сгущается, а обретающая вес любовная линия накладывает и вовсе вульгарные «мыльные» краски. Странным и абсолютно противоестественным оказывается лишь финал – ни счастливого поцелуя, ни раскрытия секретов повествования. Главная героиня падает с колокольни. И все. Что же происходило до этого? И самое интересное, зачем оно происходило – совершенно непонятно.
Зритель требует объяснений в следующей части, но режиссера это не занимает. Он ведет речь о душевном крахе своего героя, который переходит от терзаний совести к мании преследования проникнувшего в его сердце идеала. Не жизнь, а жизнь после, не дни, а время без нее, не воздух, но пустота, лишенная тепла. Знакомые губы, милый взгляд чудятся в чужих лицах, он одержим памятью единственного поцелуя, он потерян, разбит, растоптан. Но однажды похожие черты встречаются на улице. Так начинается следующий виток этой истории. И здесь Хичкок отклоняется от повествования книги, завязывая сюжет в психологический узел.
Размышляя о скрытых мотивах человеческих поступков, Хичкок рассматривает один из них. Мания как мощнейшая форма мысли или часть воображаемого мира, обретая неподвластную силу, воплощается в реальности. В центре обеих сюжетных линий фильма превращение человека умершего в живого. Сначала это предстает мистической легендой, но после переходит на язык действительности, который повествует о психическом расстройстве. Однако, независимо от течения болезни, финал один – смерть. Ни в мире реальном, ни в грезах сознания мертвое неспособно обратиться к жизни, а потому все старания тщетны.
Михаил Тарасов