Тринадцатилетней Мэг повезло в 1970 году сняться вместе с Дональдом Сазерлендом и Эллен Берстин в фильме "Алекс в стран чудес". 13 сентября 2009 года дочь некогда прославившегося режиссера Пола Мазурски умерла от рака. Так сильно любил своих героев сценарист Мазурски, и такой мощный удар на него обрушила безжалостная судьба. Его сентиментальные картины смогли пережить целые десятилетия, не утратив актуальности и гуманности по отношению к человеку. Но современный зритель, в отличие от молодого Пола и его сверстников-киноманов, смело отвергает ретро с банальной отговоркой: "Это старо, мы живем в XXI веке". Но стоит таким ленивцам лишь взглянуть на одну из лент Мазурски, как они тут же меняют первоначальное мнение, воскликнув: "Да это же мы изображены в фильме!"
Времена меняются, но проблемы, волнующие молодежь, формирующие их личность, остаются неизменными. И бурные 1970-е, по сути, ничем не отличны от компьютерных 2000-х. Ретро вовсе не означает "старое кино", это как раз нестареющее кино - оно проходит спустя различные эпохи, успевая понравиться новым и новым поколениям, если они, конечно, нуждаются в нем.
Скромная доброжелательность Пола Мазурски заслуживает внимания: трудно любить человека, но его необходимо хотя бы уважать. И режиссер не судит своих героев, а уважает – за их ошибки, за их стремление измениться, за их способность сочувствовать другим, за их жажду жизни, которая, в общем-то, заметно поубавилась в современниках, вложивших все силы в болтовню по ICQ. Жизнь жестока, но неисправимый романтик Мазурски неустанно подчеркивает, что из любой сложной ситуации можно отыскать правильный выход. Если вы запутались, кто-то обязательно подскажет вам верное направление. Надо иметь смелость смотреть проблеме прямо в глаза, верить в окружающих и самостоятельно пробивать дорогу в неизвестное будущее. Горько, когда умирают твои собственные дети, но даже после гибели дорогих сердцу людей есть то, ради чего нужно жить дальше. Например, зрители твоих картин, ставшие после их просмотра хоть чуть-чуть счастливее, чем раньше. И глядя на юную Эми в исполнении Мэг Мазурски, становится ясно: ретро не "старо", мы всегда нуждаемся в нем, как в лекарстве, как в дружелюбном собеседнике, у которого никто не забыт.
Большинство российских зрителей наверняка знакомы с творчеством американца по трагикомедии "Москва на Гудзоне", где главную роль исполнил любимых комик 1990-х Робин Уильямс, а второй план ему составил народный актер Савелий Крамаров. Наш рецензент Роман Филатов предлагает обратиться к 1970-м, времени расцвета карьеры Пола Мазурски. Пусть вам его стиль покажется не лишенным сухости, знайте: за этой рациональностью журналиста кроется восхищение киномана. И есть что-то весьма ироничное в том, что молодой рецензент пытается объективно разобрать столь лирически-хулиганские ленты полузабытого, но то того не менее выдающегося постановщика. Кто знает, может, серьезность спокойных строчек и вас заразит желанием посмотреть в зеркало Пола Мазурски, безудержно хохоча и плача над персонажами, ищущими выход из сложной ситуации...
Приятного путешествия!
Евгений Авижус
БОБ И КЭРОЛ, ТЕД И ЭЛИС (BOB & CAROL & TED & ALICE)
1969, США, 105 мин.
Жанр: комедия, драма
В ролях: Роберт Калп, Натали Вуд, Эллиотт Гулд, Дайан Кэннон
ГАРРИ И ТОНТО (HARRY AND TONTO)
1974, США, 115 мин.
Жанр: трагикомедия
В ролях: Арт Карни, Филип Брунс, Клифф Де Янг
СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА – ГРИНВИЧ ВИЛЛИДЖ (NEXT STOP, GREENWICH VILLIAGE)
1976, США, 111 мин.
Жанр: трагикомедия.
В ролях: Ленни Бэйкер, Эллен Грин, Лоис Смит