Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Хоббит: Битва пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies), 2014
Автор: Ентякова, ГофманДата: 08.12.2014 17:02
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (4)

ХОББИТ: БИТВА ПЯТИ ВОИНСТВ (THE HOBBIT: THE BATTLE OF THE FIVE ARMIES)
2014, Новая Зеландия-США, 144 мин.
Жанр: фэнтези, приключения
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт

МНЕНИЕ "ЗА"



Завершающую трилогию часть «Хоббита» с заголовком «Битва пяти воинств» ждали, кажется, не столько с прошлого декабря, сколько с самого объявления проекта. И вот, в самом конце 2014 года Питер Джексон, уже 16 лет выступающий в роли главного посредника между Средиземьем и нашей реальностью, представляет миру свое детище. Причем волшебство начинается еще до того, как вы вошли в зал – чем еще может объясняться решение студии выпустить фильм в России 11 декабря, на неделю раньше, чем в США?

При явной тенденции к разгону истории на протяжении предыдущих фильмов (первая часть скорее знакомила нас с канвой первоисточника, а вот вторая уже знатно раздраконила зрительские аппетиты), в триквеле действие наконец достигает своего апогея. Стоит иметь ввиду, что принимаясь за съемки «Хоббита», Джексон сразу попал в ситуацию, разительно отличающуюся от перенесения на экраны «Властелина колец». Никто не спорит, что оба произведения богаты на события, но уложить три книги в три фильма в плане сюжета однозначно намного легче, чем одну книгу растягивать на три картины, причем довольно немаленького хронометража. В итоге, фактически загнав себя в строгие рамки, он лишился возможности свободно манипулировать сюжетной линией, но зато был совершенно не ограничен в более подробном прописывании характеров героев, их желаний и мотивов, внутренних конфликтов, принимаемых решений.

В результате подобного эксперимента, на выходе у нас имеется интересная смесь из философии (например, идеи о том, что огнедышащие драконы – далеко не самые худшие твари на свете, и настоящие демоны таятся в наших собственных душах), драмы (подобному накалу боли и количеству внутренних конфликтов практически у каждого героя могут позавидовать многие представители жанра) и экшн-сцен. Причем, к последним нет никаких претензий, с технической точки зрения картинка практически идеальна, подобной безупречности графики и использования 3D-технологий не было уже давно.

С содержательной стороны все тоже оказывается на высшем уровне, и опасения, которые многие выражали по поводу того, что большую часть времени займут общие кадры битвы, что, может оказаться довольно скучным, абсолютно не оправдались. Действие в основном сосредоточено на локальных боях, хотя единое место и общие планы бесконечно важны, и, конечно, соединяют все эти звенья воедино. Подобная частая смена локаций преследует как минимум две цели. Во-первых, это калейдоскопическое чередование очень плавно и органично, несмотря на быстроту событий, оно цепляет и не дает устать от однообразия, подогревает интерес с новой силой каждый раз. Во-вторых, зритель успевает, если не оценить, то хотя бы заметить всю ту огромную кропотливую работу, проделанную сценаристами, операторами, художниками и всеми остальными членами съемочной команды. Каждое место имеет свою особую предысторию и атмосферу: Эребор, Дэйл, Озерный город и многие другие регионы Средиземья обладают своим неповторимым духом, который создан и проработан с такой любовью и тщательностью, что это ощущается даже через экран.

Книжное наследие Толкина на экране снова превращается в настоящее пиршество для глаз и ушей: здесь имеет значение и выверенность каждого кадра, и уникальность созданных с нуля костюмов, постановка боевых сцен, где для героев каждой расы создан собственный особый язык тела и способ ведения боя. Множество компонентов сливается в единое целое: находится место и для продумывания военной тактики и стратегии, и демонстрации ярких и броских доспехов и оружия. Невероятное разнообразие касается даже способов передвижения: к уже полюбившимся зрителю милейшим кроликам Радагаста добавляются волки, кабаны, лось и даже пещерные тролли. И, конечно, нельзя не отметить выдающуюся музыку Говарда Шора, идеальное эмоционально насыщенное дополнение картинки, без которой потерялся бы значительный процент общего впечатления.

Несмотря на то, что действие все-таки представляет собой довольно мрачную и трагичную картину (на фоне кровопролитных боев к тому же грозно маячит тень восстающего зла, которое развернется в полную силу только спустя шестьдесят лет), находится в нем место и юмору. Не сказать, чтобы лента была прямо-таки переполнена подобными моментами, но они крайне удачно расставлены, и опять же имеют двойную цель. Помимо основной (развлекательной и снимающей некоторую долю напряжения) шутки приобретают особое символическое значение: олицетворяют каждого героя, к которому относятся, гиперболизируют его достоинства и недостатки, причем находят отражения в различных формах – словах, небольших эпизодах или даже в самих персонажах. Наиболее значимым примером здесь можно, конечно же, назвать труса и вора Альфрида – это, наверное, ходячий символ низменности человеческой души.

В итоге, совокупность всех этих отточенных деталей и штрихов создает глобальное эпическое кинополотно с простейшим, но очень важным посылом: дружба, честь и отвага – это то, что важно, то, что ценится выше всего золота мира. Как известно, нельзя угодить абсолютно всем, но Джексону хорошо удался удивительный трюк: он умудрился не играть ни за одну команду, но в то же время мастерски перенес на экран мощную историю, интересную как поклонникам творчества Толкина, так и тем, кто не так близко знаком с его удивительной Вселенной.

Это всегда грустно – прощаться с полюбившимися героями, но теперь у нас есть еще одна эпоха Средиземья, которая может существовать и вне нашего сердца, которую мы действительно можем увидеть и в которую можем погрузиться, чтобы вновь ощутить ее очарование и волшебство.

Анна Ентякова



МНЕНИЕ "ПРОТИВ"



С третьим «Хоббитом», на которого, казалось бы, только зря возводили поклеп, скорее всё не странно, а уже откровенно плохо. Пересмотрев extended-версию на 186 минут «Пустоши Смауга» (слава богу, не в дубляже), автор этих строк был удивлен: за весь просмотр не заскучал практически ни разу (правда, там все равно вагон объективных минусов). При этом он не считает, что в целом «Властелин колец» – это какое-то большое искусство или тем более «лучшая трилогия за всю историю кинематографа», даже не жанровое откровение.

Просто серия визуально впечатляющих блокбастеров, которые сильно страдают от неимоверно растянутого хронометража, напускной серьезности и средненькой актерской игры (если кого и хвалить, то только опытных Ли и МакКеллена). Так вот «Хоббит» в некоторых аспектах, смотрелся гораздо оптимальнее – Фриман на первом плане выглядит ощутимо увереннее Вуда, чья роль в проекте сводилась к закатыванию глазок, баталии поизобретательнее, юмора сильно больше. Это не отменяет того факта, что Джексон взял и превратил 400-страничную детскую сказочку в эпическое фэнтези, тем самым, собственноручно подпилив сук, на котором сидит: изначально планировалось две картины, но никак не девятичасовое шествие по Средиземью.

Главная проблема «Битвы пяти воинств», как ни странно, в скомканности – весь фильм не покидает ощущение, будто Джексону не дали договорить. С одной стороны, это хорошо: мы избежали финалов по принципу «Возвращения короля». С другой – сильно бросается в глаза композиционная расфокусировка. Такое впечатление, что 205-минутный фильм сокращали до 144 в последний момент: в итоге действие рваное и в большинстве своем однообразное. Нет ни одной сцены, эквивалентной по степени постановочного мастерства из первой части (баталия в пещере), или тем более, второй (пробег в бочках). Вместо того чтобы использовать Беорна по назначению, его небрежно швыряют в толпу и быстро теряют из виду. На наших глазах эльфы, гномы и люди, собравшись в одну большую кучу, крошат в капусту тысячи компьютерных орков – конечно, это не «Трансформеры», но смотрится в любом случае довольно утомительно.

В остальном же – это неубедительное разыгрывание «драконьего синдрома», нагроможденные друг на друга пафосные диалоги, и целый океан слез, каждая капля которого заранее просчитана на компьютере. А еще это фильм-рекордсмен по количеству крупных планов Эванджелин Лилли (больше, чем во всех сразу сезонах «Остаться в живых»). Перед тем, как убить кого-нибудь, выдерживаются поистине театральные паузы, и это притом, что из литературного первоисточника вырезаны целые куски (похороны, плавно перетекающие в коронацию). Выглядит это все не смешно, и не грустно – просто беспомощно.

Тяжело это признавать, но еще один франчайз деградировал до состояния черствого аттракциона, пошлой «фанатской вечеринки», и конечно, последние будут в восторге, но от этого, мягко говоря, не легче. Все-таки ощущение, будто ошибся дверью, далеко не из самых приятных – особенно, если оно растянуто на два с половиной часа.

Александр Гофман
Нравится
 
Комментарии:
1. Егор Пичугов 09.12.2014 17:12
Я тут давеча пересмотрел режиссерские версии ВК. Вот, правда, не знаю, что Джексон должен сделать в "Пяти армиях", чтобы хоть как-то приблизиться к величию первой трилогии. Пит слишком заигрался с технологиями, похлеще Лукаса в свое время.
2. Игорь Талалаев 10.12.2014 03:17
Он давно заигрался. Второй ВК был дико неровным фильмом. Периодами - даже слабее второго Хоббита. Вот третий ВК - шедевр. Но опыт-то у Жуксона есть, так что верим.
3. Егор Пичугов 10.12.2014 16:17
Так-т вся трилогия ВК четко сделана и смотрится как цельное полотно без лишних стежков. Прост кто-то ее не любит
4. Игорь Талалаев 12.12.2014 05:44
Я вот очень люблю. В отличие от книг) А еще мне книга "Хоббит" не очень нравится - просто потому что детская, а читал я ее будучи подростком. А фильм не детский, и уже поэтому лучше. Хотя дети со мной, конечно, не согласятся, ну да кто их мнение спрашивает вообще?
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 497 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio