Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Луи де Фюнес
Автор: Илья СтрекаловДата: 16.12.2014 10:55
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Если Луи де Фюнеса вдруг не узнают по имени, то обязательно вспомнят, лишь взглянув на его лицо. Для большинства зрителей он знаком исключительно по комедийному амплуа, но если всмотреться в его фильмографию с другой стороны?


Как-то было сказано, что каждому времени – свой человек, свой герой. Это, безусловно, верно, в том числе и в кинематографе: в 1930-е годы, например, на американских экранах блистал Чарли Чаплин, а на советских – Любовь Орлова; сегодня тип популярного актёра и героя изменился – теперь это уже голливудские Леонардо Ди Каприо или Кира Найтли, не ободранные бродяги и простые романтики, конечно, а самые что ни на есть настоящие герои, которые очаруют кого угодно и обязательно спасут мир. Да, всё это так, и не понимать современного кино мы не можем, потому что живём сегодняшним днём, днём XXI века.

Но один из самых любимых зрителем актёров не XXI, а ушедшего XX века – французский комик Луи де Фюнес. Но самое главное – не комик он. Пусть пишут, пусть говорят и не соглашаются с такой точкой зрения (которая, конечно, очень не бесспорна), но существует и такое, не самое популярное, но весьма интересное убеждение: «Луи де Фюнес» и «комедия» – не полные синонимы. Талантов его типа (то есть глобального, масштабного типа) нельзя измерять в рамках «чёрное-белое», у него нет никакого исключительно единообразного типажа, который можно взять и описать от начала до конца на листе бумаги.

Таким образом, Фюнес – и комедийный, и драматический актёр. Вопрос, ответ на который так очевиден для самого рядового зрителя, видевшего де Фюнеса лишь в образе жандарма Крюшо или комиссара Жюва, оказывается одним из самых острейших и дискуссионных для тех, кто знает несколько десятков фильмов с актёром – а ведь он оставил после себя аж почти 150 ролей, от секундных до главных.... В 2014-й, в год 100-летия замечательного, столь известного на пространстве бывшего Советского Союза, в том числе и в России, Луи де Фюнеса имеет смысл попробовать ответить на вопрос – какой же на самом деле это был актёр?

Сначала – о самой известной стороне де Фюнеса, а именно – его комедийном амплуа, по сути, его главных работах в кино. Об этом знают и стар и млад, каждый прохожий держит в памяти образ героя фильма с участием артиста. Кому-то такой фильм посоветовали посмотреть друзья, являющиеся поклонниками, почитателями или фанатами актёра, и человек с тех пор ассоциирует его именно с этой ролью. Интересно, что с главными комедийными ролями де Фюнес познакомился очень поздно: в 43 года, в 1957 г., на съёмках киноленты «Не пойман – не вор» Ива Робера. Там он сыграет браконьера Блеро, который дурачит местных жандармов и выигрывает при этом все соревнования по ловле рыбы.

1964 год стал для актера переломным (в хорошем смысле этого слова): теперь де Фюнес играл только главные роли. Именно тогда столь любимый зрителем жандарм Крюшо, бестолковый при исполнении, но мечтающий о повышении по званию, воспитывающий свою дочку Николь и встречающий будущую жену в курортном городке Сен-Тропе, появляется в кинокартине «Жандарм из Сен-Тропе» и прославляет Луи де Фюнеса. Комиссар Жюв, совершенный болван, тем не менее, сделавший Луи де Фюнеса по-настоящему знаменитым и признанным талантом, как будто выигрывает в долгой погоне за преступником Фантомасом длиной в три фильма – «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда» 1964-1966 гг. Развитие таланта де Фюнеса, его мировое признание продолжаются в военной комедии «Большая прогулка» 1966 г., созданной совместно с британскими коллегами. Комедийный образ Луи – успевающий или мечтающий быть таковым, но исключительно глупый, тщеславный, попадающий в передряги человек. Эффект образа де Фюнеса достигнут с помощью буффонады – мимики, жестов, взглядов, телодвижений, показывающих внутреннее состояние его персонажа, ни перед чем не останавливающегося в достижении своей цели.

Очень часто, что также не всегда очевидно даже в очевидно (простите за такой каламбур) известных фильмах с актёром, комедии с Луи де Фюнесом стоит охарактеризовать как «комедийный боевик» – так следует сказать о некоторых из шести фильмов о жандарме из Сен-Тропе, об эпопее про Жюва и Фантомаса, о фильмах «Ресторан господина Септима» 1966 г., «Приключения раввина Якова» 1973 г. Порой фильмы с его участием являлись пародией на бондиану – серию фильмов о Джеймсе Бонде 1960-х — начала 1970-х гг., когда агента 007 играл Шон Коннери. Взять хотя бы фильм «Джо» 1971 года – музыка на бас-гитаре в титрах, нахмурившийся писатель Антуан, которого играет актёр, выходит на первый план сцены с револьвером в руках, готовый кого-то убить, – поразительно серьёзно и смешно одновременно! Или почти невыполнимая миссия владельца ресторана мсье Септима по спасению латиноамериканского президента, исчезнувшего при загадочных обстоятельствах, – это чуть ли не боевик, пусть и безумно смешной, и правы были редакторы сайта «КиноПоиск», помещая в жанре этого фильма категорию «боевик» (хотя, почему-то, потом её оттуда убрали...).

Надо признать, что, вне зависимости от желания поставить вопрос о Луи де Фюнесе как драматическом артисте, наш герой закончил свою творческую карьеру именно комедийной ролью жандарма Крюшо в «Жандарме и жандарметках» 1982 года. Режиссура фильма в силу смерти хорошего друга де Фюнеса, Жана Жиро, с которым был снят добрый десяток прекрасных комедий, перешла отчасти в руки к де Фюнесу летом 1982 г. Работа оказалась последней не только для режиссёра Жиро, но и для героя нашей истории, пережившего своего друга всего лишь на несколько месяцев. Кто такой Луи де Фюнес как комедийный актёр? Это человек, который медленно, но верно шёл к выработке своего артистического потенциала, оттачивая профессионализм секундными, эпизодическими, второплановыми ролями; человек, который очень поздно (а потому, пожалуй, многого и не успел…) пришёл к своему первому триумфу в кино и к главным ролям (а гонорар в середине 60-х гг. у него был заметно выше, чем у молодого Алена Делона!), но сумел создать свой особенный, фюнесовский стиль игры, навсегда вошедший в классику и французского, и мирового кинематографа.

Теперь, скорее, о чуть более сложном и чуть более спорном. Обратите внимание на следующее суждение: Луи де Фюнес – не только комедийный, но и драматический артист! Драматический талант – не что-либо необычное, как может некоторым показаться, все люди из кинематографической среды изучают драматическое искусство на театральных курсах или при получении соответствующего образования. Многие артисты чуть ли не всю жизнь играют в театре в постановках самых разных жанров. И то, и другое было у де Фюнеса. У него было даже больше – непростой жизненный опыт (как минимум, заключавшийся в том, что он был дважды женат и был разнорабочим, на подработках чуть ли не до 40 лет), и разные жизненные ситуации могли служить ему материалом для настоящего изображения героев, образы которых содержат в себе хотя бы немного драматизма. Интересно ещё и то, что драматические роли были сыграны де Фюнесом в ранний период его творчества, 50-е годы, но рефреном, эхом повторялись уже частично в составе известных и не очень образов комедийных персонажей 60-70-х годов, ставших пиком популярности Луи де Фюнеса.

Посмотрим на такие драматические роли де Фюнеса... Фильм «Алая роза» был снят в 1951 году, когда де Фюнесу было 37 лет. Достаточно хороший, зрелый возраст для любого актёра, но, увы, в Луи не видели героя ни режиссёры, ни сценаристы. Они видели в нём персонажа эпизода, второго-третьего плана, но не дальше. Тем не менее, де Фюнес не останавливался – он всё больше пробовал и пытался сниматься, искал своё амплуа, хотя до находки было пока далеко, и поэтому актёр не ограничивал себя какими-то рамками – он показывал и комедийное, и драматическое начало в своём творчестве.

«Алая роза», фильм 1951 года, повествует об одном вечере и одной ночи в кабаре с одноимённым названием: артисты под псевдонимом «Братья Жак» не приехали в Париж на выступление – их задержали на таможне при переезде из другой страны, а вот билеты в кабаре на их шоу уже распроданы, и артисты самого кабаре пытаются исправить положение.... Луи де Фюнес играет поэта Манито, который моет грязную посуду и грызёт стаканы. У него есть девушка, пусть далеко не самого привлекательного вида, но всё же: он беспрестанно пишет стихи то ли в порыве отчаяния, то ли в порыве страстей – ему кажется, что только поэзия может сделать лучше этот мир, мир послевоенной Франции, пережившей немецкую оккупацию в годы Второй мировой.

Невольно вспоминается, что актёр играл на пианино в кабаре в военные годы перед разгульными нацистскими офицерами – фактически, играя со смертью, ведь его жизнь могла оборваться от одного неверного движения.... Кабаре «Алая роза» – маленькое отражение большого мира французской столицы. Посмотрите, какие персонажи собираются в нём — то ли случайные посетители, от пьянств которых гул стоит кругом, то ли знаменитые актёры, которые заняты кутежом, но никак не поиском вдохновения. Это и есть пародия на саму жизнь, всё ещё не могущую утрястись, на сложную и послевоенную Францию, где каждый – кто куда, кто в лес, кто по дрова, а стабильности пока не особо и видать, пусть ход экономики и стремятся наладить, да парламент всё что-то куролесит, поднимая политическую бучу.

Кто во всей этой истории герой Луи де Фюнеса? Человек, мечтающий о чём-то светлом, хорошем. И пусть директор артистов кабаре Альбер и посмеивается над его потугами в творчестве, но Манито не сдаётся: вдохновение спасёт мир, думает он, астматик, почему-то нервно грызущий стаканы. Именно от непростой жизни в годы войны, пожалуй, Манито открыл в себе какой-никакой, а талант. Поэт, который моет посуду после посетителей, в порыве вдохновения выдаёт прекрасную фразу: «Смерть – сердцу, смерть – душе, смерть – смерти и жизнь – жизни». Его коллега с усмешкой называет Манито Виктором Гюго, и это правда порой кажется очень смешным, но поэт повторяет свои слова, отнюдь не смеясь, восторженно и возвышенно, так, как это сделал бы герой какой-нибудь драматической пьесы. И всё хорошее, что предсказывает поэтическая строчка, случается: мечтательная актриса, одна из постетительниц кабаре, в итоге снимает фильм «Кармен», директор артистов Альбер облегчённо вздыхает, поскольку братья-артисты смогли-таки приехать в кабаре и выступить. А герой де Фюнеса, по-своему драматично изображённый, хоть и с немалой долей иронии, действительно, оказывается жизненно прав, дав вторую половинку своей строчке: «...смерть – смерти, жизнь – жизни».

Другой показательный фильм с драматической ролью де Фюнеса – «Такие разные судьбы» 1954 г. Есть две любопытные детали: в киноленте снялись два классика комедийного кино – Фернандель, которому волею «разных судеб», так сказать, приходится быть в кадре полностью весь фильм, а также Луи де Фюнес, бесподобно подыгравший ему на втором плане. Примечательно, что фильм был номинирован в 1956 году на премию «Оскар» в категории «Лучший сценарий игрового фильма», хотя статуэтку так и не получил.

Интерес представляет вторая из пяти рассказанных в фильме история – с мойщиком стёкол по имени Дезире. Жена, в очередной раз беременная, упрекает его раз от разу в том, что тот ничего не добился в жизни: моет стёкла, в то время как его брат заведует целым институтом красоты и, по сути, зарабатывает тысячи тысяч. Каждый день Дезире моет окна... похоронного бюро, которым заведует Баден Пилат, – его-то и сыграл Луи де Фюнес. Однажды Пилат предлагает мойщику окон странную сделку: если тот хочет получить большую, огромную для него и его семьи сумму, то должен подписать завещательный отказ, согласно которому его брат, директор института красоты, устроит после смерти своего небогатого брата пышные, первоклассные похороны класса «люкс» и закажет всё необходимое именно в похоронном бюро Пилата. Пилат и Дезире идут в бар выпить, и тут герой Фернанделя почти не глядя подписывает документ, получая деньги. Во многом под внушением владельца похоронного бюро Дезире начинает казаться, что он болен, он внушает себе эту мысль. Плохо себя чувствуя, он чуть не попадает под машину. Один из толпы прибежавших посмотреть, что случилось, говорит, что однажды так сбили мужчину, а потом тот сошёл с ума. Дезире спрашивает, а что дальше случилось? И тут сквозь толпу пробирается Пилат, и он, герой де Фюнеса, зловеще говорит, ехидно ухмыляясь, что потом... он умер. Дезире потихоньку становится помешанным на идее болезни и смерти. Пилат, коварно улыбаясь, говорит несчастному: нет, сначала – насморк, потом – грипп, потом – бронхит, потом – пневмония, а потом раз – и всё! И всё? Да, и всё!

Пожалуй, «Такие разные судьбы» – необычный эксперимент для Луи де Фюнеса на втором плане, редкая возможность увидеть его в качестве злодея. Весьма похвально, тем более, для 1954 года, когда фильмы вытягивались не спецэффектами и техникой, а только лишь хорошей игрой актёров: и пусть номинировали на «Оскар» за игровой сценарий, но ведь наряду с Фернанделем свой вклад внёс и де Фюнес – он действительно сыграл превосходно, совершенно выйдя за рамки стереотипа комического.

В 1960-е и 1970-е годы Луи де Фюнес отказался от драматизма, создавая образы своих героев. Однажды его спросили в интервью, хотел ли бы он сыграть трагическую роль, на что Луи ответил – нет. Может быть, это связано и с тем, что он прожил непростую в большей части жизнь, пока не добился настоящего признания, много где подрабатывал, состоял в двух браках, имея от первого сына, от второго – двух сыновей. Может, жизненная грусть и не давала ему сыграть драматичное? Но фильмы с участием актёра показывают и доказывают: даже в комедийных ролях ему невольно удавалось сыграть на драматических нотках. Примеров тому немало. Стоит вспомнить отеческую любовь Людовика Крюшо к своей дочери Николь в «Жандарме из Сен-Тропе» или «Жандарме в Нью-Йорке», про то, как отец был на многое готов ради дочери, опасаясь за её жизнь и судьбу; стоит вспомнить и его супружескую любовь, проявление этой любви к жене в «Джо», когда она ушла из дома, а он остался, понимая, что ночью ему предстоит совершить преступление – убить шантажиста, который придёт забрать очередные деньги – и поймёт ли она тогда его? Тема супружеской любви продолжится в кинокартине «Склока» 1978 г., когда Бернадетт, супруга мэра города, защищая движение «зелёных» за чистоту города и экологическую безопасность, вступает в предвыборную борьбу с мужем. В итоге они серьёзно разговаривают и понимают, что всё это безобразие совершенно никому из них не нужно, потому что рушится семейное счастье, и тогда супруги решают удалиться от всех дел и уехать в деревню.

Часто об этом забывают, но драматический триумф де Фюнеса виден в поставленной им в 1980 году картине «Скупой» по пьесе драматурга Мольера, где Гарпагон, главный герой, не может расстаться даже с одной монеткой всего своего богатства в сундуке, который судорожно ищет, не даёт денег повару на приготовление еды для пира по случаю свадьбы своей дочери, произнося при этом в двухчасовой кинокартине не один монолог в философских размышлениях о скудости и богатстве. В конце своей карьеры, в фильме «Жандарм и жандарметки» 1982 г., попавшие в руки бандитов жена начальника Крюшо и сам Людовик Крюшо сожалеют о том, что скоро им настанет конец от рук преступников, – героев, конечно, спасут, но сама сцена звучит очень многозначительно, когда понимаешь, что это уже как бы самое последнее прощание актёра Луи де Фюнеса со своими поклонниками...

И, наконец, последнее. Возвращение к драматизму у де Фюнеса, всё-таки, случилось в конце триумфальной на тот момент карьеры, и это был фильм «Суп из капусты» 1981 года. Два деревенских старика беспробудно пьют каждый день, каждый вечер, но, правда, не каждую ночь — спать тоже нужно. От них отвернулись все местные жители. Герой де Фюнеса вспоминает, как он с женой Франсиной танцевал раньше под гармонь, но сейчас время изменилось, и больше так никто не танцует. В деревне Гурдифло остались они двое – Клод и Франсис. Наверное, самое главное в этой киноленте более чем тридцатилетней давности – способность героев, являющихся простыми людьми, оставаться самими собой, дружить, любить, понимать, бороться за хорошее до конца даже тогда, когда никто их не понимает и не хочет понимать.

Когда мэр норовит выкурить пьяниц, построив на месте деревни развлекательный аттракцион и окружив дома двух друзей металлической оградой – как зверей в клетке, которых, как только они «вышли из вольера», сразу закидывает солёными орешками наглый смазливый мальчишка, как будто перед ним не пожилые люди, а какие-то обезьяны шимпанзе. Когда воскресшая с помощью инопланетян и получившая новую жизнь 20-летняя жена Клода Франсина, переполненная энергией и скоротечными чувствами, быстро, почти наспех уезжает в город жить к современному ветреному пареньку-байкеру, не зная, что её ожидает, но уверенно и твёрдо расставаясь со стариком-мужем, заставляя его отвернуться от неё и тихо плакать. Когда Франсис действительно видел что-то ночью, и это подтверждает старуха в соседней деревне, но ему не верят в жандармерии и чуть ли не выкидывают за шиворот, а в соседней пивной все мужики вместе с барменшей дружно насмехаются, давятся со смеху и глазами съедают Франсиса: «Вот же дурак, вот же идиот, совсем сдурел, старый хрыч!», а «старый хрыч» идёт на чердак своего дома – удавиться, но его спасает Клод, снимает не выдержавшую веса друга петлю и помогает подняться... жить дальше. Когда прошлая жизнь ушла, а новая всё давит и давит на тех, кто уже не способен прогибаться под изменчивый мир, всё стремится вывернуть их сущность, но «старики» никак не сдаются, пытаются бороться за своё прошлое, пусть и всё больше и больше отступают, а, может, они уже готовы отправиться в другой мир, на планету Оксо, в мир инопланетян... иной мир. Но это уже насовсем, чтобы там, как говорит старикам один инопланетянин, прожить не 70 или 80, а 200 лет. И даже их старая кошка, которой скоро 14, будет жить до 200 лет. Читай, всю вечность...

И вот, когда всё это происходит, наши герои — те самые деревенские старики-пьяницы — остаются такими, какие они есть. Да, они, по признанию Клода врачу на приёме, пьют в день литров пять-шесть вина и никак не меньше – даже не запой, ещё хуже будет. Да, всем кажется, что в своей деревеньке Гурдифло эти двое напрочь спятили и утратили всякую способность рассуждать. Да, даже воскресшая молодой жена Клода Франсина говорит своему старому мужу, что не хочет всю «вторую жизнь» горбатиться на своего «любимого», отбирая у него спрятанные в кепке деньги. Да, старые друзья чуть было не ссорятся насмерть из-за того, что Франсина изменила Клоду, когда тот был в армии, с Франсисом – Клод готов уже стрелять в лучшего друга патронами, рассчитанными то ли на кабана, то ли на слона.

Но неужели теперь мы должны бросить этих людей на произвол жестокой судьбы, жестоких реалий современной жизни, к которой они просто не могут привыкнуть? Нет! А потому, что эти люди – Люди. Да, именно так, никак иначе. Потому что они знают, что такое Дружба, потому что они знают, что такое Любовь, потому что они знают, что такое Надежда на лучшее. А таким Людям нет цены, ведь для них не существует смерти, их никто не может прогнать, унизить, раздавить. Они как будто фениксы, готовые в сотый раз начать сначала и восстать из пепла. И совершенно не имеет значения, пьют они или нет, изгои они или нет. Не это главное, говорят нам авторы сценария – писатель, создавший роман «Капустный суп» в 1980 году, Рене Фалле, и тот самый гениальный актёр комедии и драмы Луи де Фюнес, – а главное то, что человек является Человеком только тогда, когда в нём есть что-то искреннее, душевное и доброе, непреходящее и духовное, то, что не зависит от врагов и недоброжелателей, не исчезает под их безумным натиском.

Но в современности уже нет места таким Людям, и они улетают на другую планету – наверное, навсегда. А герой Луи де Фюнеса, Клод Ратинье, оставляет своей любимой молодой воскресшей жене Франсине сундучок золотых луидоров с прощальным письмом о том, как нужно внимательно и осторожно жить в этом непредсказуемом мире. Может, актёр предчувствовал, что этот образ станет для него последним, может, потому так и писался его рукой сценарий по роману Рене Фалле? Он стремился сыграть ту роль, которая станет некой квинтэссенцией всей его карьеры, такой разной, такой многожанровой – то ли комедийной, то ли драматической...

Надо же, вот как поразительно! Актёра нет вот уже четвёртый десяток лет. В этом году, 31 июля, ему исполнилось бы 100 лет. Но время не властно над талантом – он есть, здесь и сейчас. Потому что есть его фильмы. Потому что их смотрят и чувствуют. Вы знаете, сколько отзывов есть от разных людей в Интернете, да и вообще? Счёт идёт на тысячи, множество тысяч. Абсолютное, просто подавляющее большинство из них — положительные, проникнутые пониманием.

Почему нам так важно творческое наследие, оставленное Луи де Фюнесом в кинематографе? А потому, что актёр в каждом своем фильме либо стремился показать, либо показал Жизнь. Жизнь, которую проживает Человек. Можно смотреть блокбастеры с крутыми тачками, можно включить мультфильм «Диснея» или «Пиксара» и перенестись в какой-то нереальный мир, можно посмотреть банально-социальную драму или очередной ванильно-любовный пассаж – такое кино Голливуд в особенности любит выпускать по несколько штук каждый год (и какой-то из них обязательно получит «Оскара» как лучший фильм, без этого не обойтись никак!). Да все любят смотреть эти фильмы, чего тут стесняться, веяниям массовой «попсовой» культуры в процессе американизации как Европы, так и России подвержены все, желая этого или нет. Нельзя отставать от жизни, даже будучи закоренелым ретроградом.

Но, с другой стороны, можно посмотреть фильмы с де Фюнесом, ставшие старыми в современных рамках, ну или вошедшие в классику кино, как скажут сегодня в самом лучшем случае. Но всё же творчество его – как комедийное, так и драматическое – лежит вне временных рамок. Он объединил в себе всё присущее человеческому миру, настолько объёмным и многогранным оказалось его творчество, настолько глубокими оказались диалоги, настолько живыми оказались лица героев, настолько честной была актёрская игра – как будто не игра, а сама жизнь вплетается в сознание во время просмотра ленты с его участием.

Браво, Луи де Фюнес, БРАВО!

Илья Стрекалов
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 224 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio