ЦЕНА ЧЕЛОВЕКА (IL CAPITALE UMANO)
2013, Италия-Франция, 111 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Паоло Вирдзи
В ролях: Фабрицио Бентивольо, Матильда Джоли, Валерия Бруни-Тедески, Гульермо Пинелли
Последний фильм Паоло Вирдзи стал обладателем шести статуэток национальной итальянской кинопремии, включая категорию "Лучший фильм" и был выдвинут на "Оскар". Формально "Цена человека" – классовая сатира, но на поверку у фильма оказывается больше граней, чем может показаться на первый взгляд. Сюжет основывается на новелле "Human Capital" американского автора Стивена Эмидона: в ней действие происходило в Коннектикуте, но Вирдзи со сценаристами по понятным причинам перенесли его на север Италии. Так же в процессе адаптации они сделали действие нелинейным, разбив повествование на главы, названные именами персонажей, что даёт зрителю возможность наблюдать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.
Начинается картина с дорожного инцидента, случившегося в поздний вечер перед рождественским сочельником, жертвой которого становится официант, спешащий с работы домой на велосипеде. Далее делается откат на шесть месяцев назад. Дино (Фабрицио Бентивольо) подвозит свою дочь Серену (Матильда Джоли) к её приятелю, сыну богатого предпринимателя Джованни Берначи: та просит высадить её пораньше, словно стесняясь назойливого отца, но Дино не без доли хамства навязывается в гости к обеспеченной семье, с радостью принимая предложение Джованни составить ему компанию на теннисном корте. Иметь богатых знакомых всегда престижно, тем более, если они готовы взять твои деньги в оборот под фантастические сорок процентов прибыли! Ради этого можно и перезаложить дом, обещанный взрослеющей дочери. К чему всё это приведёт, становится вполне очевидно, тем более, что текущая ситуация в мировой экономике является красноречивой подсказкой, но режиссёр подаёт эту банальную историю довольно энергично и с достаточным градусом едкой иронии, чтобы держать зрительское внимание.
Вторым сегментом мы видим события того же самого временного отрезка, но теперь от лица Карлы (Валерия Бруни-Тедески), скучающей супруги Джованни. Фильм демонстрирует классическую модель отношений, в которых жена чувствует себя нереализованной в тени успешного богатого мужа. Ситуация меняется, когда она находит себе занятие: единственный в провинции театр власти хотят закрыть и переоборудовать под офисы – и она просит мужа выкупить его, чтобы спасти и взять над ним шефство. Некоторые события мы уже видели, но, в основном, сегмент выглядит совершенно иным, в том числе и по настроению, а там, где действие дублирует предыдущую главу можно заметить новые детали. Создатели выжимают из избранной манеры повествования все соки: несмотря на повторение одних и тех же событий кино никогда не выглядит скучным – наоборот, чем больше новых фактов всплывает, тем крепче закручивается пружина интриги, и тем увлекательнее наблюдать за персонажами, каждый из которых в сложившейся ситуации имеет свои приоритеты и, как правило, совершенно глух к интересам других.
Образы всех героев прекрасно проработаны и мотивация кристально ясна, как и факторы, на неё влияющие: не случайно мы видим различия действующих лиц не только в контексте социального статуса, но также и в плане возраста и жизненного опыта (родители и дети). Прекрасный каст работает на ура – особенно это касается заглавных персонажей каждой и глав. И хотя большую часть фильма складывается ощущение, что месседж здесь очевиден – ближе к финалу Вирдзи удивляет тем, что немного смещает акценты с прямолинейного социального комментария в сторону личной драмы, что добавляет фильму свежих красок, эмоциональности и шарма. Пожалуй, это и является главным выигрышным решением, позволяющим картине подняться над формализмом классовой сатиры на качественно иной уровень, в котором цена "человека" оказывается действительно высока.
Василий Марин