БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ (MAD MAX: FURY ROAD)
2015, Австралия-США, 120 мин.
Жанр: боевик, триллер, приключения
Режиссер: Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Роузи Хантингтон-Уайтли, Зои Кравиц, Райли Кио
МНЕНИЕ "ЗА"
На этой неделе в российский прокат выходит боевик «Безумный Макс: Дорога ярости», разработка и производство которого заняли практически четверть века. Не по одному разу пройдя за это время все круги производственного ада, «Макс» в итоге готов предстать перед зрителем во всем великолепии: закаленный в огне и безумии, в буквальном смысле пышущий жаром, боевик задает невероятно высокую планку жанру. «Безумный Макс» стартует на первых же секундах и на протяжении двух часов даже и не думает бить по тормозам. Стоит ли говорить, что за своеобразным рекордом качества, поставленным Джорджем Миллером, будет очень и очень сложно угнаться.
Сюжет разворачивается во временных рамках между первой и второй частью оригинальной трилогии. Макс Рокатански, потерявший семью, скитается по пустыне, преследуемый и живыми, и мертвыми. Кризис и мировая война, приведшие человечество к катастрофическим последствиям, вынудили выживших объединяться в жалкое подобие сообществ и пытаться строить свой быт в прямом смысле на обломках цивилизации. Жестокость, тирания, промывание мозгов – типичные элементы антиутопии вводятся практически фоново, уступая место самому грандиозному действию – гонке по пустыне, которая выглядит как одна невероятно масштабная экшн-сцена с небольшими перерывами (надо же зрителю когда-то переводить дух).
В мире, где каждый что-то потерял и «всегда что-то болит», кто-то ищет искупления за содеянное, кто-то жаждет попасть в Вальгаллу, умерев достойным воином, большинство просто сошло с ума и гоняет по пустыне с желанием убивать, бурлящим в крови. Но все это покрывает основной инстинкт – выжить, что на дороге ярости бывает очень непросто. Все надежды и стремления то и дело хоронит под собой буря песка, бензина и крови. Рейтинг R оправдан как никогда, а то, что было показано в трейлерах способно только раздразнить аппетит – смотреть «Макса» необходимо исключительно на большом экране. Насилие, кровь, зубодробительный экшн, каждую секунду что-то (или кто-то) взрывается, на огромной скорости происходит одна масштабная драка или с десяток маленьких, с запада приближается очередная погоня, а на востоке уже застилает солнце огромная песчаная буря – размах и красочность подобных сцен просто невозможно передать словами.
Новый «Безумный Макс» – это нечто среднее между изумительной и отточенной пластикой балета, гремящим неистовством рока и блистательной роскошью оперной арии. Каждый кадр идеально выверен, точность раскадровки и мастерство съемки поражают воображение, а саундтрек настолько органично подходит всему, что творится на экране, что мурашки бегут по телу. Главные критерии фильма – простота и эффектность, потому как каких-либо мудрёных сценарных финтов «Макс» не выкидывает, но зато он на каждом повороте умудряется высекать все новые столпы искр. Бешеная динамика, отличный актерский состав, поддерживающий накал драматизма на должном уровне, тщательнейшая проработка всех деталей и создание концепт-артов к огромному количеству технических средств, автомобилей, мотоциклов, боевых фур, а также внешнего вида десятков дикарей, населяющих отравленные пустоши. Как итог: блистательное удовольствие. Здесь нет ничего лишнего, это действительно умная постапокалиптика (со вполне симпатичными отсылками к реалиям канувшего в лету общества) и в то же время невероятно бодрый и оригинальный экшн, использующий по максимуму все свои преимущества.
Анна Ентякова
ЭТО БЕЗУМИЕ, НО СНОВА МНЕНИЕ "ЗА"!
К новостям о возвращении на экран Безумного Макса в своё время приходилось подходить с разумной долей скепсиса: статус проекта долгие годы находился в подвешенном состоянии, а возможная дата премьеры постоянно переносилась - откровенно говоря, в то, что фильм в конце концов обретёт своё существование, верилось с трудом. Тем не менее, было то, что позволило донести идею через все эти годы и воплотить её в феерические два часа экранного безумия в лучшем смысле этого слова - речь идёт, конечно же, об искренней увлечённости Джорджа Миллера своим творением и желанием как следует его проапгрейдить.
В прологе можно увидеть, как одинокий воин оказывается в плену у полудикого племени, которому он интересен в качестве донора. Уже по первым минутам фильма становится очевидно, что режиссёр на компромиссы идти не собирается - всё предельно жёстко и стремительно. Те, кто каким-то чудом забрёл на сеанс случайно, не имея представления о предмете, возможно, поначалу, испытают культурный шок от увиденного: возведённую в абсолют бесчеловечность разрушенного до основания мира Миллер заставляет прочувствовать буквально кожей. Здесь для комфортного восприятия главное настроиться и уловить эту самую "волну безумия", принять правила игры, поскольку произойти на экране может буквально всё что угодно - многие сценарные ходы в любом другом "студийном" блокбастере были бы просто немыслимы. Причём это касается не только картинки, но и психологизма той или иной ситуации. "Взрослый" рейтинг здесь отнюдь не случаен и не ограничивается лишь демонстрацией красной субстанции - Миллер ей вообще не злоупотребляет, предпочитая вести себя более изобретательно, дабы картина не превратилась в картонное подобие слэшера - всё-таки режиссер немало сил потратил, снимая экшн-сцены на натуре без зелёного экрана, за что мы ему бесконечно благодарны, ибо зрелище это незабываемое. Декорации и грим заслуживают отдельного упоминания - погружение в постапокалиптическую киновселенную завораживает: такой тщательной проработкой может похвастаться не каждый масштабный исторический эпик.
Сюжет здесь можно описать парой предложений, но это, отнюдь не главное (для описания событий, происходящих в "Рейде", к примеру, хватило бы и одного). Главное - с какой обстоятельностью Миллер насыщает каждую сцену действием и прорабатывает экранные баталии в самых мельчайших деталях, при этом не злоупотребляя рваным монтажем и не сокращая эпизоды по лекалам традиционного блокбастера. В начале картины нам недвусмысленно озвучивают, что "главное - выжить", и последующие два часа экранного времени будут посвящены обстоятельному обоснованию этого тезиса, не слишком отвлекаясь на второстепенную мишуру. Диалогов по минимуму, ну а богатая предыстория придуманного мира не отнимает много времени - лишь в начале фильму требуется некоторое время для разгона, да и то сценарий просто демонстрирует события в реальном времени, не ударяясь в подробные разъяснения и оставляя зрителю возможность домысливать самому - такой подход более чем позитивно сказывается на атмосфере. Те немногие моменты, в которых можно немного перевести дух, подчёркиваются тёмными фейдами - но они воспринимаются лишь как затишье перед бурей. И при этом у картины есть мощный эмоциональный заряд - поначалу он едва уловим, но по мере того, как Макс с попутчицей и компания всё больше времени проводят в дороге он усиливается до предела, составляя контраст с давящей атмосферой в начале фильма.
Том Харди хорош, но Шарлиз Терон буквально крадёт у него фильм - и это не удивительно, поскольку сценарий больше фокусируется на её персонаже. Даже при формальной равнозначности у её героини всё-таки более яркий образ. Макс лишь ближе к второй половине начинает проявлять какой-то интерес к судьбе окружающих, в то время как у его партнёрши изначально вполне внятная мотивация. Какой-то существенной роли, впрочем, подобный расклад не играет - фильм с легкостью приковывает внимание и не отпускает до самых титров. Смелый, жестокий и бескомпромиссный, вводящий зрителя буквально в состояние гипноза, красноречиво говорящий каждым своим кадром о том, сколько души Миллер вложил в своё творение и с каким азартом над ним работал - это железобетонное must see для любого уважающего себя киномана.
Василий Марин
В кинотеатрах с 14 мая