ЗЕМЛЯ БУДУЩЕГО (TOMORROWLAND)
2015, США, 130 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссер: Брэд Бёрд
В ролях: Джордж Клуни, Бритт Робертсон, Кэтрин Хан, Рэффи Кэссиди, Хью Лори
Брэд Бёрд, в чьем послужном списке значатся такие анимационные ленты, как "Рататуй" и "Стальной гигант", не так давно дебютировал в игровой режиссуре, сняв во всех отношениях успешное продолжение знатной шпионской франшизы с Томом Крузом. "Земля будущего" является его вторым игровым проектом, в основе которого на этот раз лежит оригинальный материал – и в данном случае Бёрд также является соавтором сценария. "Tomorrowland" – название зоны калифорнийского Диснейленда, которая, на момент своего открытия в середине пятидесятых, демонстрировала возможное будущее человечества с исключительно положительной стороны, что не удивительно, принимая во внимание развлекательный фактор инсталляции. Сценарист Дэймон Линделоф заинтересовался тем, что за несколько десятков лет человечество буквально "подписало себе смертный приговор", и гипотетическое будущее сейчас изображается, как правило, в негативном свете – этот контраст послужил вдохновением для концепции нового фильма.
Начало картины не обходится без тревожных ноток: Фрэнк (Джордж Клуни) пытается ввести нас в курс дела на фоне непонятного "обратного отсчёта", но Кейси, находящаяся до поры до времени за кадром, благоразумно его одёргивает, говоря что "он сейчас всех запугает". И после этого нас ждёт длинный пролог, в котором Фрэнк, будучи ещё мальцом в середине шестидесятых, приезжает на ярмарку, планируя получить вознаграждение за сконструированный им летательный ранец. Там герой познакомится с загадочной Афиной, девочкой его возраста, которая презентует ему значок, являющийся пропуском в эту самую "Землю будущего", которая здесь похожа скорее на альтернативную реальность, нежели на реальное будущее человечества. На последнем факторе рекомендуется заострить внимание и зафиксировать в памяти, ибо благодаря ему концепция фильма становится далеко не такой умной и привлекательной, как это может показаться на первый взгляд. Здесь "лучшие умы планеты" собрались в одном месте, и ищут другие "лучшие умы планеты" – обычные люди с их обычными проблемами "прошлого" им не интересны. По концепции фильма, люди из прошлого, гипотетически, должны быть обязаны великим умам будущего за многие изобретения, и эта "изоляция" нужна лишь для доступа к самым совершенным технологиям, но так ли это на самом деле?
Вторая наша героиня – Кейси (Бритт Робертсон), шустрая девушка, которой тоже достаётся "волшебный" значок, благодаря чему нас ждёт несколько однообразных комичных ситуаций. У значка "кончается заряд", и Кейси решая выяснить, с чем имеет дело, постепенно оказывается втянута в круговорот событий, о сущности которых представления не имеет. Сюжет первое время пытается работать на интригу: мы ничего не знаем о Земле будущего, о значках, о роботах, которые пытаются устранить наших героев (Кейси и Фрэнк, после долгих препирательств, разумеется, будут работать сообща) – при всём при этом Кейси получает клеймо "особенной" и "последней надежды человечества", хотя в чём её "особенность" героиня понятия не имеет. Режиссёр ловко отмеряет дозированный "семейный" экшн с массой забавных эпизодов, а движение сюжета, тем временем, плодит всё больше вопросов – и за развитием событий интересно наблюдать, даже не смотря на неспешность, которая, время от времени, грозит перерасти в затянутость. Но, к сожалению, когда нам начинают постепенно объяснять, что к чему – магия и волшебство мгновенно рассеиваются, обнажая плохо проработанный нескладный сценарий, имеющий несколько солидных центральных идей, но не вытягивающий ни одну из них на достойный уровень.
После того, как наших героев заносит в один живописный европейский город (весьма оригинальным способом), чувство меры начинает изменять создателям, и они устраивают настоящую вакханалию – это касается как внешней стороны, так и попытки каким-то образом привести к общему знаменателю все смыслы. Брэд Бёрд хорошо ставит "детские" экшн-сцены, снятые здесь с немалой долей ретро-футуризма – и это, пожалуй, главный фактор, который должен удерживать внимание семейной аудитории. Тех же, кто желает как минимум получить умную развязку, ждёт разочарование: здесь есть весьма резонный финальный месседж, озвученный устами главного как-бы-злодея, но является ли он основной идеей фильма? Без спойлеров здесь невозможно говорить подробнее, так что отметим лишь, что на выходе мы имеем невразумительную кашу, вся суть которой сводится к избитой фразе – "мечтать не вредно".
Василий Марин
В кинотеатрах с 21 мая