«Начало было многообещающим, но концовку создатели загубили. Я бы сделал все не так». Как часто я слышал что-то подобное, то от одного, то от другого товарища. Что скрывать, я и сам часто говорил или думал точно так же.
Получается, если не в каждом, то через одного, в нас живет Режиссер. XXI век и развитие цифровых технологий дали шанс вытащить его наружу, проявить и выразить. Кинопроизводство больше не является элитарным родом деятельности. Эй, Режиссер, пришло твое время, выходи!
Мотоцикл – символ свободы. Сам я не мотоциклист. Но когда вижу проносящийся мимо меня байк, всегда завидую. Решив снять фильм и сев за сценарий, я точно знал: одними из ключевых героев станут байкеры. Не просто парни на мотоциклах, а клуб. Закрытое сообщество свободных людей.
Сценарий давался легко и очень скоро был написан. Начали с другом договариваться с артистами, с локациями (местами съемок) и потихоньку снимать сцену за сценой. Еще лежал снег, и съемки проходили в помещениях. Но скоро начнется мотосезон, и надо будет снимать улицу. Артисты, готовые сыграть байкеров, уже дали предварительное согласие. Дело осталось за малым, найти транспорт и экипировку. Позвонил одному товарищу, тот дал телефон другого, и еще через несколько звонков я уже стоял у порога клаб-хауза. Парни встретили меня с недоверием – Что за странный тип? Уверяет, что режиссёр? А что он снял? Еще ничего?! А может его того – отправить куда подальше? Но президент клуба предложил сесть, угостил горячим чаем:
– Рассказывай. Что за кино?
Слегка запинаясь, начал рассказал c безбюджетности проекта. Я всегда начинал разговор с этого, чтобы сразу расставить точки над i. Если человек не готов сотрудничать без оплаты, то дальше говорить не о чем. У фильма нет бюджета.
– Запустили проект без денег?! И думаешь, справитесь? Покажи отснятый материал.
Вставил флэшку, стали смотреть.
– А неплохо. Точно доведешь до конца?
– Точно доведу, второго шанса не будет.
– Хорошо. Рассказывай сценарий.
Рассказал кратко.
– Интересная история! А о байкерах откуда списывал?
– Ничего не списывал. Это моя история. Я так вижу.
– Хорошо. Сценарий приноси на бумаге, мы почитаем и подумаем.
Ребята согласились помочь. Предоставить все, чтобы атмосфера в кадре была настоящей. И сейчас, я уже не помню, кому первому пришла в голову идея – а если вместо артистов в ролях байкеров будут настоящие байкеры? Она была рискованной, как и весь проект. В фильме четыре ключевых персонажа из числа байкеров. Герои драматические, их нужно сыграть. Только авантюрист доверит подобное непрофессионалам, отказав артистам.
Троих я выбрал с первого раза. Реальные, неотличимые от тех, что жили в моей голове. Им не нужно было ничего играть. Они должны были просто быть собой. Четвертого героя увидел немного позже. Долго присматривался, наблюдал – как ходит, как говорит. И, наконец, – Да! Он!
Сейчас, просматривая материал, вижу, не ошибся. В кадре настоящие байкеры. Станиславский бы ахнул!. Когда все это затевалось, мы еще не знали, что в России это первый проект с реальным мотоклубом в ролях. Но дальше больше: оказалось, что и в мире таких проектов единицы. Мировую классику я недавно пересмотрел, и уверено заявляю – питерские байкеры в плане передачи драматургии оставляют не у дел тех, кто был до них.
Но байкеры байкерами, а прежде чем снимать двухчасовой фильм без бюджета, в первую очередь стоит подумать о материально-технической базе. Вернее о том, чем компенсировать ее отсутствие.
Камера. При наличии денег мы снимали бы на арендованную камеру RED, стандарт для малобюджетного кино. Но стандарт Золотой, многие голливудские блокбастеры сняты на эту камеру. Убедиться в этом не сложно, достаточно зайти на сайт компании в раздел «Shot on Red». У меня в личном пользовании имелась камера австралийской компании Blackmagic. Недорогая, но очень достойная, постепенно покоряющая мир независимого кино. В Голливуде, из-за ее малого размера и веса, ее используют для «подсъёмок». Например, в условиях ограниченного пространства, или когда есть риск разбить камеру. На съемках фильма «Безумный Макс. Дорога ярости» она использовалась именно для этого. Я не собирался рисковать своей камерой, но держать на площадке и включать ее как вторую при необходимости планировал. Когда бюджета нет, Blackmagic Cinema Camera становится основной.
Штатив – это очень важный предмет на площадке. И, хотя многие современные кинематографисты стали обходится без него, например, снимая весь фильм со стедикама, я считаю штатив основной системой стабилизации при создании кино. У меня в пользовании находился, как мне казалось, неплохой штатив с гидравлической головкой неизвестного китайского производителя. Что ж, будем снимать с него? И тут я допускаю ошибку. Не смертельную, но все же ошибку. А самое главное, я пойму это только на площадке в первый съемочный день, когда установлю камеру на штатив. Дело в том, что я чаще снимал на легкий зеркальный фотоаппарат. А на Cinema Camera снимал редко и каждый раз при этом брал штатив у товарища. Более тяжёлая, она ухудшила плавность работы гидравлической головки. Выяснилось, что сделать панораму невозможно. Позже я возьму у того же товарища штатив фирмы Vinten на весь съемочный период, а он продлится девять месяцев.
Сделаю небольшое отступление и немного расскажу об организационной стороне нашего проекта. Обычно в период, именуемый подготовительным, киногруппа ищет, выбирает, договаривается. Короче говоря, готовится к съемочному периоду. И чем дольше подготовительный период, тем (в теории) более гладко должен проходить съемочный. Все нашли, выбрали, договорились, составили график и… поехали – Мотор! Подготовка заняла 6 месяцев, а сняли все после этого за 45 дней. Вот эти 45 дней и будут съемочным периодом. В нашем случае, все происходило несколько иначе. Мы не имели возможности договариваться на несколько месяцев вперед, фиксируя конкретные даты, поскольку все, кто помогал и работал на проекте, делали это в свободное от основной работы время. Нам пришлось выделять одну из сцен, проводить подготовку к ее съемке, снимать и переходить к следующей сцене. И так не спеша двигаться дальше. Вот почему я не могу выделить подготовительный период как отдельный, и называю все 9 месяцев съемочным периодом. Хотя по факту съёмочных дней было примерно 45. Почему примерно? Я не вел специально статистику, т.к. на это просто не было времени.
Свет. Какое кино может быть без огромных юпитеров, заливающих светом всю съемочную площадку? При наличии денег все выглядит достаточно просто. Составляешь список нужных приборов, звонишь арендодателю, заказываешь. Мы пошли другим путем. В свое время я снимал музыкантов-любителей, работавших на металлопроизводстве. По моему заказу они сделали тогда «свет», как я подозреваю, из позаимствованных на работе деталей. 12 приборов с энергосберегающими лампами, установленные по три на одну стойку и включенные одновременно, потребляли около одного киловатта, а отдавали эквивалент пяти киловаттам галогеновых ламп. Пять киловатт – это много или мало? Зависит от задач. Если в ночное время освещать небоскреб – то очень мало. В нашем случае история разворачивается в белые ночи в СПб. Должно хватить. Узнав, что я затеваю, ребята (музыканты с металлопроизводства) тут же отдали мне все приборы. Но одним светом не ограничились и добавили самодельную рельсовую систему с «доли» и самодельный кран, поднимающийся на три метра.
Настоящей головной болью стали поиски стедикама. Хотя выше я хвалил штатив, но никогда не отрицал сложные пролеты камеры, доступные лишь этим хитрым приспособлениям. Хороший механический стедикам, используемый в тандеме с металлической рукой и жилетом, мне найти не удалось. Несколько товарищей предложили не самые лучшие стедикамы непонятных производителей без комплекта. Они не годились по нескольким причинам. Без системы «разгрузки» (рука + жилет) с подвешенной камерой такой стедикам можно удерживать считанные минуты. Второй минус – установка и балансировка. Это занимает время, а иногда и треплет нервы. А если планирую снимать и со штатива, и со стедикама, то мне нужна или вторая камера, или возможность быстрого «перекидывания» единственной.
Я стал смотреть на электронные стедикамы. Нашел молодого человека с китайским «гембелом» на процессоре AlexMos. Ему очень понравилась идея фильма, но он работал на двух работах, имел плавающий выходной и мог только его посвящать проекту. Меня это категорически не устраивало. Тогда он предложил давать мне «гембел» накануне съемок. Эта идея была значительно лучше. Я начал осваивать работу на этом девайсе, точнее пытаться освоиться, т.к. это у меня в итоге так и не получилось. То «гембел» неожиданно терял горизонт, то сбивалась балансировка, то еще что-нибудь. Установка камеры занимала еще больше времени, чем это было на механических стедикамах. В общем, я быстро разочаровался в данном экземпляре. Позже я испытал еще три образца на этом же процессоре в разное время в разных местах от разных хозяев, все они вели себя примерно одинаково – ненадежно. И что – оставаться без стедикама? Да некритично, переживем!
Мы начали съемки. Дошли до сцены, где просто необходимо движение камеры на стедикаме. Я пригласил на эту съемку одного из владельцев тестированных мною «гэмбелов». Он все снял без проблем. Кадры мне так понравились, что я вновь начал задумываться о привлечении в проект такой системы стабилизации. Не прошло и пары дней, как мне позвонил товарищ и сообщил: его знакомый привез из Штатов систему электронной стабилизации DJI Ronin. Он хотел снимать фестивальную короткометражку, но что-то не срослось, и теперь система лежит без дела. Вроде как она ему не нужна, но и продавать жалко. Мы помчались к знакомому. Ronin оказался по-настоящему фантастическим продуктом. Внешний вид – словно он сделан на другой планете! Удобство эксплуатации потрясающее. Камера устанавливается и балансируется за пару минут. Я мгновенно влюбился в этот стабилизатор. Хозяину Ronin'a понравилась моя идея, и он согласился войти в проект. Ближайшая съемка должна была пройти через неделю. Я начал вносить изменения в раскадровку с учетом вновь появившихся возможностей. На пятый день позвонил молодой человек и вначале ошарашил – он по объективной причине не сможет принять участие в проекте. И тут же успокоил: он будет давать устройство на съемки, если я буду аккуратно с ним обращаться.
Из моего рассказа может сложиться впечатление, что все, к кому мы обращались, моментально соглашались помочь. Нет – это было, конечно же, не так, и многие отказывали. Однажды мне отказал человек, которого я знал лет 25 или 30, и тут же помог абсолютно не знакомый. Но это уже лирика… Еще из моего рассказа получается, что мы сели, подумали и в один момент решили снимать без бюджета. И это было не так. Вначале были разговоры на уровне фантазий. А затем дилемма – либо снимать, либо ждать непонятно чего. Мы провели первый съемочный день, имея только то, что было под рукой. И задали себе вопрос – если мы сняли одну сцену без затрат, то почему бы нам не отснять 50 таких сцен? Давай пробовать! Мы готовили следующую сцену, но попутно и о поиске финансирования не забывали. На приемлемых для нас условиях деньги так и не нашлись, но в нашей копилке уже лежало четыре отснятые сцены. Пытаюсь вспомнить... да, наверное, это и был переломный момент. Идите к черту! Мы снимем весь фильм без бюджета.
И каким же получился безбюджетный фильм? На мой взгляд, интересным. Но скоро зрители сами смогут все оценить. Планируем фильм «Сокровища двенадцати Богов» показать весной 2016 года. Следите за новостями. Вступайте в группы в соцсетях.
Владимир Романов