100 лет назад, 12 декабря 1915 года родился обаятельный американец с итальянскими корнями Фрэнк Синатра. Легендарный музыкант, который внёс свою лепту и в кино.
К Синатре можно и нужно относиться по-разному – кто-то восхваляет его за прекрасные вокальные данные в известных свинговых эстрадных шлягерах ("My way”, “New York New York”, “Moon River”, “All Or Nothing at All”, “The Shadow Of Your Smile”), а кто-то критикует артиста за связи с мафиози и окружением американских президентов. Кто-то вспоминает про его любовные похождения с Авой Гарднер или Мэрилин Монро. Мы расскажем о Синатре не как о певце, гангстере, пропагандисте или донжуане, а как об актёре. И, пожалуй, остановимся на тех фильмах, которые зритель видел мало или о которых вовсе не знал.
Вот, например, фильм «Внезапный» 1954 года. Речь идёт о городке Suddenly (что в дословном переводе и соответствует названию фильма), в котором проездом неожиданно собирается быть... сам Президент Соединённых Штатов! Полиция должна во что бы то ни стало обеспечить безопасность кортежа первого лица страны от всевозможных диверсий, провокаций и покушений. В это же время мафия в лице трёх наёмных убийц – «разбойники с большой дороги», возглавляемые героем Фрэнка Синатры Джоном Бэроном, – находит дом, служащий отличной площадкой для прицела ровно в том месте дороги, где обязательно проедет Президент. Преступники захватывают сначала обманом, а потом и с угрозой убийства всех членов семьи – отца, мать и их маленького сына, а сами готовятся к покушению.
Концовка проста и в чём-то предсказуема, но интересна здесь игра Синатры – ещё такой худой, в костюме и шляпе, он довольно-таки смехотворно выглядит в роли главаря банды наёмников, который постоянно трясёт оружием под носом у семейства дома и вот-вот готов убить кого-то, но чаще просто кричит на заложников и говорит о своих подвигах во время Второй мировой. Одним словом, игра есть, хотя типаж мелочного киллера Синатре не подходит – уж слишком артист аристократичен для этого, а потому и смешон в этом образе. Гнев – явно не его амплуа, тем не менее, «Внезапного» стоит посмотреть, это интересный эксперимент для Синатры-актёра в довольно банальном и несложном, но не теряющем своего сюжета фильме.
Перескочим через «Одиннадцать друзей Оушена», на которые, ко всему прочему, в начале 2000-х мы увидели кавер, и перейдем в 60-е. Фильм Джона Франкенхаймера «Кандидат от Манчжурии» 1962 года оказался чрезвычайно сильным для своего времени и очень удачно вписался в контекст идеологического противостояния СССР и США. Американские солдаты возвращаются с боевых действий в Корейской войне 1950-1953 гг., одного из них (правда, слабо помнящего события того времени) награждают за проявленную доблесть медалью Конгресса. Но проходят годы, а майор Беннет Марко, соратник награждённого, видит во сне ужасы, как будто Рэймонд Шоу – вовсе не герой, а какой-то странный человек, чья миссия – убийство...
Но что случится? Неужели кто-то сможет овладеть его психикой и направить её в русло совершения преступления – убийства одного из кандидатов – во время предвыборной президентской гонки? Странные психологические трюки, вечная антикоммунистическая кампания американцев и бесконечное стремление майора Марко (героя Синатры) найти ключ к разгадке происходящего... Что происходит и, чёрт возьми, как остановить этого Шоу? Ответ зритель найдёт, только досмотрев фильм до самого конца.
В середине 60-х кинематограф наполняется яркими, удивительными и совершенно нереальными сюжетами. Современному зрителю они могут показаться наивными аферами, готовыми заинтересовать лишь на один просмотр и не более (как, например, фильм «Искатели приключений» с Аленом Делоном и Лино Вентурой). Как бы то ни было, в 1966 году Фрэнк Синатра снимается именно в такой картине – «Нападение на “Королеву”». Он играет бывшего военного моряка Марка Бритейна, пьяницу и весельчака, которого трио авантюристов внезапно приглашает на поиски сокровищ в затонувших кораблях. Герой Синатры находит затонувшую немецкую подлодку времён Второй мировой войны. Команда решает поднять её и снарядить для нападения на крупное судно «Королева», в чьем сейфе хранятся деньги, а в трюме – множество золотых слитков. В трио авантюристов входит итальянка Роза (привлекательная тогда актриса Вирна Лизи), которая влюбляется в Марка, но Марк пытается отрезвить её, говоря, что нападение на корабль – преступная афера, которая плохо кончится, а всю жизнь придётся провести в бегах.
Ничего необычного в развязке сюжета нет, но игра харизматичного Синатры, бесконечные шуточки (о подводном поиске: «Марк, что Вы там видите?» – «Усталость и грусть») и ирония героя делают своё. Фильм может заслуживать даже неоднократного просмотра, хотя Интернет почему-то вовсю критикует его — видно, современному зрителю совсем не до шуточек отставного моряка-пьяницы?
От наивных мечтаний и несбыточных прожектов авантюристов мы быстро переходим в суровую реальность «холодной войны» в фильме «Обнажённый беглец» 1967 года. Синатра – снова бывший военный, Сэм Лэйкер, в одиночку воспитывающий сына, успешно состоялся в карьере. Старый друг постепенно вовлекает его в запутанное дело о неком американском предателе, который хочет выдать государственную тайну Москве. Допустить этого нельзя, как нельзя допустить и того, чтобы лицо из госбезопасности было замешано в таком деле, поэтому выбор падает на ничем не примечательного Лэйкера. Его старые чувства к одной женщине, считавшей, что тот погиб на войне, а также любовь к сыну умело используют для проведения хитроумно организованной спецоперации, в результате которой предатель будет устранён.
Фильм может заинтересовать именно игрой актёров: Синатра здесь проявляет исключительно драматический талант. Он оказывается втянутым в интригу спецслужб, умело разыгрывающих перед его глазами целый спектакль.
Следующие два фильма, которым мы уделим внимание, – по сути, дилогия о похождениях частного детектива, отставного полицейского – «Тони Роум» 1967 г. и «Девушка в цементе» 1968 г. Заглавную песню к первому фильму исполнила дочь актёра Нэнси Синатра. Главный герой Тони Роум – весельчак по жизни, щедро отпускающий шутки в адрес красивых девушек и дерзких зевак, живёт совершенно беззаботно и легко относится к своей работе. В первом деле бизнесмен просит Роума найти бриллиантовую брошь, которую потеряла его дочь. Детектив не подозревает, что семейка не так проста, как кажется на первый взгляд, и интриги внутри неё плетутся почти что преступные. Там же появится привлёкшая внимание Роума девушка, которую играет Джилл Сент-Джон (в 1971 году она сыграет девушку Джеймса Бонда в «Бриллиантах навсегда»).
Во втором же фильме Тони, проводящий дни на яхте в море, случайно обнаруживает под водой тело мёртвой девушки, ноги которой зацементированы. Он берётся за расследование этого преступления, которое также оказывается непростым. Оба фильма замечательны, хотя и представляют, казалось бы, простой детективный жанр, коим кинематограф переполнен и по сей день. Но, опять же, харизма, подача Синатры добавляют этим фильмам некую изюминку, даже при всей кажущейся посредственности, хотя и это – на вкус и цвет.
Дальше в карьере актёра Фрэнка Синатры наступает долгий перерыв. Музыкальная же карьера продолжается, хотя после битловской волны 60-х он заметно теряет популярность. Меняются времена, но и у Синатры остаются преданные поклонники жанра. Записи в студии, долгие гастрольные туры для человека в возрасте под 60 лет – не шуточное дело! Поэтому кинематограф ждал. Ждал, пока Синатра снова выйдет на киноэкраны, чтобы попрощаться со зрителем в ещё одной своей главной роли.
В 1980 году в прокат выходит «Первый смертельный грех» – криминальный триллер, задумывавшийся как начало эпопеи, но так и оставшийся единственным из-за неудачи в плане кассовых сборов. По Нью-Йорку ходит серийный убийца, орудующий... альпинистским молотком. Дело поручено детективу со стажем, Эдварду Дэлэйни, который собирается уходить в отставку, имея смертельно больную жену в больнице (актриса Фэй Данауэй). Вынужденный расследовать преступления с одним и тем же почерком за неделю до Рождества, уставший от бесконечно загруженной полицейской жизни, желающий жить, как простой человек, Дэлэйни выглядит усталым и задумчивым.
Безусловно, сценарий фильма был написан под его центрального персонажа. У детектива как бы две жизни: одна с женой, в больнице, другая – в полиции и дома, с мыслями о поимке недоумка-головореза. И он находит этого молодого человека, который оказывается фактически психопатом, совершенно не понимающим, что он делает. И у него большие связи, так что уголовное дело могут легко закрыть, поэтому герой Синатры, давший заявление об отставке, решается на серьёзный поступок. И даже несмотря на это фильм закончится не так, как зрителю того бы хотелось. Мы не знаем, как продолжится жизнь отставного полицейского, но кажется, что вышедший в отставку актёр Фрэнк Синатра чувствовал себя хорошо. Что бы ни говорили критики и зрители, но уходить надо красиво, в том числе и из кино. Синатре это удалось в полной мере.
Таким разным был актёр Фрэнк Синатра, фильмы с участием которого многие сегодня позабыли. Авантюрист и негодяй, страдалец и мечтатель, весельчак и кутила – таким мы запомним его в кино.
Илья Стрекалов