ДЕВУШКА ИЗ ДАНИИ (THE DANISH GIRL)
2015, Великобритания-США-Бельгия-Дания-Германия, 119 мин.
Жанр: драма, мелодрама, биография
Режиссер: Том Хупер
В ролях: Эдди Редмэйн, Алисия Викандер, Маттиас Шонартс, Эмбер Хёрд, Бен Уишоу
Дания, 1926. Молодая пара Вегенеров недавно обручилась. Эйнар Вегенер удивительно застенчив и раним, его жена Герда – решительна и независима. Оба влюблены не только друг в друга, но и в искусство. Оба – художники, но если Эйнар пользуется достаточно большой популярностью в городе и не желает постоянно вращаться в богемных кругах, соглашаясь ходить на такие вечера только в самых крайних случаях, Герда, которую воспринимают не иначе как жену известного художника, безуспешно пытается найти спонсора для собственных выставок. В один из дней Герда просит мужа выступить моделью для ее незаконченной картины, надев платье и чулки. Вегенер поначалу отказывается, но затем понимает, что именно в выдуманном образе Лили он по-настоящему обретает себя. Недоумение, смятение и страх этого открытия меняют его мировоззрение и Эйнар начинает выходить в свет в образе Лили, заново открывая для себя мир и пытаясь найти в нем свое место.
Метко подмеченный классиком принцип «дайте человеку маску и он станет собой» здесь оправдывает себя в полной мере. Поддавшись мимолетному внутреннему импульсу, Вегенер постепенно осознает каково это – чувствовать себя девушкой, но не быть ей физически. Пытается понять, как вести себя в обществе, когда на тебя смотрят, когда тобой восхищаются, но ты ничего не можешь предпринять. Боится представить, как могут отнестись к такому неожиданному откровению не только самые близкие люди, но и ты сам. Как жить дальше? Что делать? Тщательный выбор врачей тоже дает осечку – одни пытаются закрыть в психиатрической больнице, другие с отвращением ставят диагноз «гомосексуальность». Герде, которая все еще любит мужа, но уже совершенно не понимает, кем он является на самом деле, еще тяжелее. Тем не менее она остается с ним и всеми силами пытается ему помочь стать собой, несмотря на собственные страхи и растерянность.
Распадающийся на части брак и возникшая между героями пропасть непонимания лишь подчеркивает всю нервность и невозможность возникшей ситуации. Более пристальное внимание уделяется их внутренней борьбе, а критическое, отчаянное столкновение их желаний и реальности помогает раскрыть те силы, что ими движут. Преимущественно доминирующая сила тут все же одна – любовь. И главная линия, остающаяся несмотря ни на что исключительно сентиментальной, держится в основном именно на актерах, вкладывающих в свои роли вероятно даже больше души, чем это могло быть заложено в сценарии изначально. Редмэйн здесь несомненно самобытен и выразителен, хотя и не прыгает выше собственной головы (за него это делает Викандер, шаг за шагом уверенно берущая все новые и новые высоты). Жестикуляция, мимика, эмоции – все это весьма гармонично отражает его реакцию на рушащееся мировоззрение и практически тотальное разрушение его как личности, а затем и перерождение. Викандер, чья героиня остается единственной надеждой и опорой Вегенера, в очередной раз уверенно отыгрывает роль сильной женщины, готовой пожертвовать чем угодно ради того, кто ей так дорог. Хороши сцены с участием Маттиаса Шонартса в роли друга детства Эйнара: излучающий уверенность и спокойствие Ханс своими появлениями разбавляет гнетущую обстановку. Особое место отводится и эпизодам, в которых Эйнар встречается с молодым Хенриком: субтильный и хрупкий Бен Уишоу полностью вписывается в антураж этой истории.
Стилизация «Девушки» нежна и приятна – вообще удивление вызывает та легкость, с которой создатели вписывают провокационные и для нынешнего времени идеи и действия в рамки Копенгагена 1920-х, как смешивают откровенность с деликатностью – как в сюжетном плане, так и в операторской работой, в подборе цветовой гаммы. Чувственные сцены поставлены с особым тактом, а то, как в кадре сочетаются интерьеры, одежда героев и, скажем, пейзажные панорамы, радует глаз. Но все же и здесь не обходится без некой внутренней конфронтации – даже мягкость пастельных тонов не способна сгладить впечатления чего-то чрезвычайно неестественного.
Каким-то образом создателям удалось избежать особенности, характерной почти для всех фильмов, основанных на реальных событиях: даже более схематичной и упрощенной сюжетной линии с лихвой хватает на два часа экранного времени. Язык не повернется сказать, что выбранная тема не раскрыта достаточно хорошо или что «Девушка из Дании» не имеет художественной ценности. Но и особенной глубины здесь, как ни жаль это признавать, нет. Есть техничность исполнения без особого накала страстей, есть относительно достоверная зарисовка реальных событий, профессионально экранизированная и в равной степени чувственно и корректно поданная. Хватит для того, чтобы назвать фильм удачным, но недостаточно, чтобы вывести его в разряд кино, которое хочется пересматривать или горячо любить.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 28 января