«Тяжела и неказиста участь киносценариста», – примерно так сказал когда-то замечательный лондонский сценарист Кристофер Фаулер. И даже написал на эту тему занимательный рассказ про парня, который так хотел обнародовать свой сценарий для фильма про вампиров, что потерял работу, квартиру, самоуважение и рассудок. Пускай же эта номинация послужит стимулом для всех сценаристов мира, которые день и ночь бьются над созданием гениальных сюжетов (и не только про вампиров).
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ:
АЛЕХАНДРО ГОНСАЛЕС ИНЬЯРРИТУ, НИКОЛАС ДЖАКОБОНЕ, АЛЕКСАНДР ДИНЕЛАРИС ( БЁРДМЭН)
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛИ:
ДАМИАН СИФРОН (ДИКИЕ ИСТОРИИ)
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
ДЭН ГИЛРОЙ ( СТРИНГЕР)
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ДЭВИД РОБЕРТ МИТЧЕЛЛ ( ОНО)
ОЛЕГ НЕГИН, АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ ( ЛЕВИАФАН)
ЯНТЙЕ ФРИЗЕ, БАРАН БО ОДАР ( КТО Я)
3 МЕСТО:
Если присмотреться к сценарию «Стрингера» повнимательнее, можно заметить, что он несколько выпадает из реалий современной жизни – игнорирование хай-тек технологий и мир, освобожденный от пут Всемирной паутины, то ли являются взвешенным авторским решением, то ли очевидным проколом. Но всё равно, на примере ступенчатого развития карьеры «ночного змея» (один из вариантов дословного перевода) Гилрой отвешивает увесистого пинка американской капиталистической системе: мысль не нова, но то, как прописан центральный образ, его отношения с внешним миром, заставляют закрыть глаза на вторичность интриги. В конце концов, при всей преемственности, фильм плоским назвать никак нельзя.
К примеру, можно углубиться в контакт с окружением – с героиней Рене Руссо, с помощником, с конкурентами: с одной стороны, это диктат самовлюблённого шизофреника, с другой – тлетворное влияние рассеявшейся в воздухе американской мечты, цель, оправдывающее средство, в широком смысле, издержки профессии. Сценарист как бы подводит зрителя к моральной дилемме, смешивая понятия чёрного и белого.
2 МЕСТО:
В случае с «Дикими историями» говорить о каком-то цельном едином сценарии смысла нет – фильм является сборником новелл, сюжетно не связанных друг с другом. Однако творение постановщика и сценариста Дамиана Сифрона, спродюсированное Педро Альмодоваром, нажимает на те болевые точки социума, на которые нажимать действительно нужно, причем делает это с таким мастерством, что диву даешься. Провокационный, дерзкий, смелый, ужасно смешной и злободневный киноанальманах Сифрона выполнен в лучших традициях гротескных комедий, где творящийся на экране абсурд принимается за чистую монету, а нарочитая гиперболизированность только помогает проникнуться увиденным.
На орехи достанется всем, всем нам – обычным людям без каких-либо масок. Сифрон высвобождает наших диких монстров наружу, создает для этого идеальные условия. И пускай ритм у ленты не всегда ровный – какие-то истории здесь более удачны, некоторые – на любителя, но в целом все выглядит довольно гармонично и увлекательно. Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм абсолютно по делу (хотя победа ленте все же не досталась). Берем имя автора на карандаш.
1 МЕСТО:
Чтение пьес (читай сценариев) – развлечение, от которого может получить эстетическое удовольствие любой желающий вне зависимости от склада мышления. Гуманитарию будет интересно примерить на себя роль режиссера, старательно руководящего процессом. Если же вас с детства привлекали шестеренки и микросхемы, то вы, наверняка, оцените алгоритмическую стройность композиции. Сценарий – субстрат мысли, выжимка, первооснова широкого масштабного полотна, разворачивающегося в голове сценариста и читателя. Мы заранее знаем, какое ружье будет заряжено, а какое так и останется висеть на стене, но развязка произведения от этого не теряет своей притягательности.
В случае с «Бёрдмэном» сценаристы (а над текстом трудилось пять человек) предлагают для нас достаточно изысканную игру. Нас провожают за кулисы бродвейской постановки, и вот перед нами разворачивается пьеса в пьесе. Мы вслед за актерами переживаем новые жизни, но в отличие от привычных постановок так и не знаем, куда же заведет нас сюжет. Мы находимся одновременно на сцене и за кулисами. Все происходит дважды не с нами, и постепенно реальность Риггана начинает менять очертания, все больше населяя подсознательное призраками и страхами прошлого. Реальности нет, все – игра. Мир схлапывается до размера пятачка сцены. За пределами круга, очерченного прожектором, нет жизни. Вернее есть, но она насквозь фальшива. Или иллюзорно то, что происходит здесь и сейчас? Мы не погружаемся в сон, но от смены планов игрового и реального мира голова идет кругом. Перед нами есть сценарий, но мы, кажется, впервые не держим ничего под контролем. Сюжет – мистификация, сюжет – загадка. В нем очень легко заблудиться, и вместе с тем, в нем нет практически ничего фантастического (в противовес историям Нолана и Линча). Старик Шекспир, сравнил нашу жизнь с театром и сценарий «Бёрдмэна» явное тому подтверждение.
Константин Большаков,
Денис Федорук,
Александр Гофман
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2014:
1. Спайк Джонс (Она)
2. Джонатан Нолан, Кристофер Нолан (Интерстеллар)
3. Стивен Найт (Лок)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2013:
1. Квентин Тарантино (Джанго освобожденный)
2. Аарон Гузиковский (Пленницы)
3. Альфонсо Куарон, Хонас Куарон (Гравитация)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2012:
1. Марина Потапова (Шапито-шоу)
2. Джосс Уидон, Дрю Годдард (Хижина в лесу)
3. Леос Каракс (Корпорация «Святые моторы»)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2011:
1. Майкл Ли (Еще один год)
2. Вуди Ален (Полночь в Париже)
3. Ким Фупц Окесон (Последняя любовь на Земле)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2010:
1. Джоэл Коэн, Итэн Коэн (Серьезный человек)
2. Кристофер Нолан (Начало)
3. Аарон Соркин, Бен Мезрич (Социальная сеть)
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2009:
1. Дункан Джонс, Натан Паркер (Луна 2112)
2. Чарли Кауфман (Нью-Йорк, Нью-Йорк)
3. Жак Одиар (Пророк)
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
|
Комментарии:
Пока комментариев нет
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 290 гость(ей) :
|
|