ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕЗАРЬ! (HAIL, CAESAR!)
2016, США-Великобритания, 106 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Джош Бролин, Джордж Клуни, Рэйф Файнс, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Ченнинг Татум
По словам Джорджа Клуни, с того момента, когда братья предложили сняться ему в картине, прошло уже более десятка лет, но тогда у них были лишь наброски, а полноценный сценарий в итоге появился совсем недавно. И в этот раз Итан и Джоэл Коэны обращают взор на особенности кинопроизводства в эпоху Золотого века Голливуда, причем делая это в максимально развлекательной и шутливой манере. Действие происходит в начале 1950-х, когда на устоявшейся студийной системе постепенно начало сказываться внешнее давление, обусловленное ростом популярности телевидения и существенными изменениями в общественной жизни на фоне послевоенных политических реалий. Боссам приходилось прилагать все больше усилий, дабы интерес к их продукции не падал, и как никогда создавать видимость всеобщего благополучия.
Решать разнообразные насущные проблемы деликатного характера входит в обязанности конкретного человека – на студии Capitol эту должность занимает Эдди Мэнникс (Джош Бролин). В начале можно увидеть, как он оперативно вытаскивает незадачливую звезду из весьма щекотливой ситуации, дабы ее сомнительное поведение не было подвергнуто огласке. Но это еще что – герою сегодня предстоит многое: в частности, проверить реакцию представителей различных религиозных конфессий на новый библейский эпик (дабы избежать последующего скандала), устранить разногласия между уважаемым режиссером (Рэйф Файнс) и совершенно не подходящим для роли актером (Олден Эренрайк), которого тому навязало руководство, и подкорректировать имидж звезды водных мюзиклов (Скарлетт Йоханссон), не забывая при этом давать отпор назойливой прессе. Однако, самую существенную проблему представляет исчезновение одной из главных звезд студии Бэрда Уитлока (Джордж Клуни) прямо в разгар съемок высокобюджетного пеплума о Цезаре. Вскоре становится понятно, что речь идет о похищении с целью выкупа – и Мэнниксу придется в срочном порядке спасать положение.
Самое главное, к чему имеет смысл себя подготовить, чтобы не разочароваться ненароком: вопреки установкам промо-кампании, продвигающей новую работу братьев как интригующую детективную комедию – это фильм отнюдь не о похищении, как таковом. Оно здесь представляет собой лишь один эпизод из многих, которые в совокупности образуют рутину главного героя. А фильм как раз об этой рутине в общем – о постоянно возникающих проблемах и о том, как наш специалист виртуозно справляется с каждой из них, сохраняя похвальное самообладание. И именно из-за такой концепции сюжет выглядит очень разнородным: здесь масса отдельно взятых ситуаций, и в каждой свои герои, зачастую, несвязанные между собой. С одной стороны, подобный подход позволяет транслировать все происходящее именно с точки зрения Мэнникса, поскольку характеры других персонажей здесь донельзя утрированы. Но, с другой – такая вот эпизодичность лишает фильм какого-то веса и любых намеков на интригу. Все идет своим чередом, герои появляются и исчезают, шутки бьют в цель, и наш специалист все держит под контролем. То есть, какой-то существенной кульминации картина, по сути, лишена – по факту, это всего лишь "еще один день работы".
Но, как бы то ни было, юмор и антураж уверенно делают свое дело. Несмотря на легкий тон, Коэны уделяют скрупулезное внимание деталям в кадре – и картина даже в визуальном плане выглядит превосходно. Также имеет смысл отметить вкрапления неожиданно долгих и зрелищных музыкальных номеров – сам фильм при таком раскладе становится отчасти мюзиклом. Понятно, что при выбранном подходе Коэны в глубь не копают, но они представляют честное и предельно позитивное развлечение, нигде не перегибая палку по части сатиры или морализаторства. Каких-то откровений ждать не стоит, но легкое и приятное времяпрепровождение гарантировано.
Василий Марин
В кинотеатрах с 3 марта