ДОКТОР СТРЭНДЖ (DOCTOR STRANGE)
2016, США, 115 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Чиветель Эджиофор, Рэйчел МакАдамс, Бенедикт Вонг
Летом 2014 года по Сети пронеслась волна слухов о том, что «Доктор Стрэндж» не будет идти старым путем и рассказывать историю одного из самых могущественных магов Земли: дескать, в начале сюжета доктор уже будет состоявшимся волшебником. Становление персонажа, впрочем, вполне укладывается в два предложения: однажды очень умный и самоуверенный врач с мировым именем попал в аварию, положившую конец его медицинской карьере. Испробовав все способы вылечить искалеченные руки, разорившийся и отчаявшийся, он отправился на Восток, где встретил Старейшину, владеющего невероятными силами и способного изменять реальность. В конце концов, что ожидаемо, ему пришлось усмирить гордыню и открыть в себе талант к магии.
Когда почти два года спустя вышел первый трейлер, стало ясно, что, во-первых, слухи так и остались слухами, а во-вторых, большая часть потенциальных зрителей готова с удовольствием познакомиться с историей заносчивого нейрохирурга Стивена Стрэнджа с самого начала. Еще бы! С таким кастом, который собрался в «Докторе Стрэндже» (компанию Бенедикту Камбербэтчу составили Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Чиветель Эджиофор и Рэйчел МакАдамс) и совершенно запредельным визуалом, наглядно демонстрирующим особенности других измерений и астральных миров, рейтинг ожидания в прямом смысле взлетел до небес.
Ожидали не то «Железного человека» в мире магии, не то «Стражей Галактики», исследующих волшебные реальности. Получили же что-то среднее: Стивен Стрэндж в первые пятнадцать минут действительно на полную «включает» Тони Старка, а в следующие пятнадцать пролетает сквозь целую вереницу различных измерений, испытывая сбивающий с ног галлюциногенный трип. Все оставшееся представляет собой стандартизированную историю о противостоянии добра со злом – с привычными «он лжет, он не тот, кем кажется», испытывающую проблемы с оригинальными концепциями и изрядно испорченную юмором.
В первоначальной истории Стрэндж проходил обучение, уже избавившись от своего высокомерия – с помощью тяжелого труда, воспитания силы духа и медитаций. В фильме же это заключается в чтении, воровстве книг и незаконном пользовании древними артефактами. На всех тренировках и показательных занятиях Стрэндж лажает, но как только появляется опасность происходит чудо – он уже заправский маг, способный и портал соорудить, и противника задержать. Миг напряжения проходит – и он снова растяпа, который не гибнет каждый пять минут только благодаря своему «спасающему» плащу. Но самое главное, даже после того, как Стрэндж доказывает свою состоятельность как волшебника, ему продолжают твердить «избавься от спеси». В комиксах и полнометражном мультфильме все работало иначе – Стрэндж получал силы преодолев себя, познав себя, смирившись и научившись верить в невероятное – в этом и состояла идея. Здесь же все происходит ровно наоборот и смысл происходящего теряется (спасибо, что хоть один урок Стрэндж усвоил, но обойдемся без спойлеров).
Концепция смирения оказывается абсолютно провальной и заменяется ослиным упрямством героя, которое, по мнению создателей, должно быть не только его характерной чертой, но и веселить – в «Стрэндже» вообще явный перебор с шутками. Марвел Марвелом, конечно, но стоит и меру знать. Ожидаете мрачную историю о враче, чья карьера оборвалась в самом расцвете из-за неизлечимой травмы рук? Или может быть о том, как Землю хочет поработить демон из Темного измерения? Получите кривляния и шуточки, треть которых неуместна, треть улетает в молоко, а треть срабатывает только на автомате, и то по большей части из-за физического контекста. При этом запомнить хотя бы одну сложно, потому что юмор здесь представлен либо в виде реакции на какое-либо действие другого героя, то есть в виде связующей сцены, либо не слишком интеллектуальных высказываний. Как выясняется, комик из Камбербэтча не самый плохой, но и тут он явно неспособен тянуть на себе всю картину целиком, если ему это удается в первые мгновения, то дальше затянутость и неуместность сцен становится все более очевидной, а старания – натужными.
Хотя стоит сказать, что Бенедикт здесь, как и практически каждый из звездного каста, – одно из немногих утешений. Идеально вписывающийся в образ актер харизматичен и выразителен, а изобретательность его героя выступает в роли особой движущей силы, заметно продвигающей картину вперед и помогающей разрешать возникающие трудности. Также к абсолютным плюсам стоит причислить визуал: картинка галлюциногенная, но несомненно качественная и притягательная. Возможно, как дань комиксам – в своих работах создатели «Доктора Стрэнджа» отчасти предвосхитили психоделику семидесятых (из этого десятилетия, кстати, проистекает и заметная доля музыкальных отсылок). К тому же, мелькавшие в выпусках сюрреалистичные пейзажи и триповые эффекты, часто сравнивали с полотнами Сальвадора Дали (и это ли не показатель?). В любом случае, приятно дезориентирующая и очень эффектная постановка экшн-сцен – главная причина, по которой «Стрэнджа» все же стоит смотреть на большом экране: при огромном количестве элементов, пребывающих в перманентном движении, финальная картинка оказывается не только динамичной и захватывающей, но и невероятно выверенной и гармоничной.
Связь со вселенной Marvel ощущается не только через стандартный и неизбежный «слив» части персонажей – встречаются всевозможные отсылки, как графические, так и вербальные, плюс две привычно заманчивые сцены после титров (а вот камео Стэна Ли подкачало и выглядит как самое бесполезное из всех возможных). Самая же большая проблема картины связана, пожалуй, с завышенными ожиданиями и реализацией, в которой слишком много банальностей и совершенно сбивающий с толку настрой. Концовка, например, выглядит не просто странной, а неудовлетворительной, хоть и по своему забавной, а пошаговое разжевывание сюжетных перипетий, разбавленное недостатком ключевой информации – как минимум странным. Получается что-то вроде «мы сейчас разберем простые истины, а затем что-то произойдет по схеме "ну, потому что так надо"». Здесь же, кстати, представлена и самая глупая причина, по которой Стрэндж попадает в аварию. Если в комиксах он не справился с управлением из-за того, что был сильно пьян (сам виноват), а в полнометражном анимационном фильме 2007 года ему привиделся демон Дормамму (несчастный случай), то сейчас Стивен разбивается потому что обгонял других водителей на огромной скорости и одновременно отвлекался на телефон (襧\_(ツ)_/襧). Очень умный поступок, конечно, зато дает право внести в титры строчку с предупреждением. Водители, будьте аккуратны на дорогах и не отвлекайтесь. Побудьте немного Стрэнджем и тоже извлеките из просмотра полезный урок.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 31 октября