Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / 28 панфиловцев
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 15.11.2016 05:37
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

28 ПАНФИЛОВЦЕВ
2016, Россия, 105 мин.
Жанр: военный, драма
Режиссер:Ким Дружинин, Андрей Шальопа
В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин



Первое, что сказали создатели «28 панфиловцев» на пресс-конференции – им не стыдно за свой фильм. Ни перед кем: ни перед своими бабушками и дедушками, ни перед зрителями, ни перед самими собой. И это тот самый редкий случай, когда зритель способен полностью понять, о чем идет речь, как минимум потому, что лента об одном из самых известных подвигов советских солдат не получилась бы такой, какой получилась, без подобной честности, самоотверженности и самого настоящего мужества людей, взявшихся за ее создание.

Производство заняло почти десять лет: сценарий был готов в 2009 году, первоначальной задумкой было выпустить картину к осени 2011-го, к 70-летию битвы под Москвой. На создание, однако, нужны были немалые деньги и дело сдвинулось с мертвой точки лишь после выхода первого тизера. Проект поддержал Дмитрий Пучков, а вскоре удачно себя показала идея сбора средств посредством краудфандинга. Июнь 2013-го стал переломным моментом: почти за трое суток на счет было переведено больше трех миллионов рублей. Сумма сама по себе рекордная, но важнее было другое – кино стало по-настоящему народным. На полученные средства уже сформировавшаяся к тому моменту съемочная команда начала съемки – кусочек за кусочком, сцена за сценой. Летом 2014-го подключилась компания Гайдзин Интертеймент, выпустившая историческую онлайн-игру War Thunder. Еще через несколько месяцев проект получил грант от Министерства культуры РФ, а еще через год – уже в 2015-ом материальную помощь оказал Казахфильм. Но главной движущей силой, как отмечают создатели, все же была активность простых людей и их вера – картину поддерживали сотни людей, причем не только финансово – многие были готовы выступать в качестве волонтеров – помогать с реквизитом или информацией.

Подобная сплоченность находит свое отражение в финальном результате – настолько в «28 панфиловцах» сильна авторская ответственность, дух и вера в проект, начинавшийся с желания заполнить досадный пробел и снять кино о событии, вошедшем в историю и ставшим неотъемлимой частью национального кода. Авторская позиция была определена с самого начала: по словам самих создателей, они снимали фильм о ребятах, которые защищают свою родину, которые живут и умирают на поле боя – шутят и подбадривают друг друга, замирают в нерешительности и боятся неизбежного, изучают слабые места противника, при этом понимая, что отступать некуда, что шансы выжить очень невелики, а умереть – самое простое и уж точно не героическое. «Кто остановит танки, если ты умрешь за Родину?» – вопрошает один из бойцов другого, в очередной раз говоря о том, что ради Родины и Отечества надо жить, а не умирать.

«Панфиловцы» позиционируются в первую очередь как художественное кино, хоть и основанное на реальных фактах – авторы, само собой, изучали военные документы и не раз были на месте реальных боев. Нелестные споры последних месяцев и усиленное очернение и уничтожение одной из опорных национальных легенд лишь добавляют шумихи вокруг проекта, проистекая, по сути, из одной вырванной из контекста цитаты. Которая легко перебивается двумя историческими фактами. Во-первых, стрелковая дивизия Панфилова участвовала в 1941 году в обороне Москвы. Во-вторых, столица не была взята.

Да, создатели признают, что выяснить правду было сложно по прошествии даже нескольких лет после войны, не говоря уже о промежутке длиной в семьдесят пять. Сколько солдат выжило, сколько танков было остановлено? Никто не знает. Но позиция остается принципиальной: «28 панфиловцев» – также фильм о всех тех, кто сражался и высочайшей ценой остановил врага. Важен сам факт. Подвиг панфиловской дивизии – один из многих. Напутственные слова политрука Клочкова – одни из многих, произнесенных за все эти годы, вдохновляющих, призывающих сплотиться, встать на защиту необъятной страны.


Очевидно также, что фильм снят с точки зрения человека, не видевшего собственными глазами тех ужасов, через которые прошли советские бойцы. Это восстановление эпохи, ее демонстрация через призму современного восприятия. И конечно, здесь присутствует такой прием как конкретизация, художественное средство, имеющее под собой весьма веские основания. Простейший пример, приведенный сценаристом и режиссером Андреем Шальопой – о масштабах подвига всего советского народа сложно судить. Но если заехать в любую из подмосковных деревень, то в каждой можно увидеть стелу, на которой высечены имена погибших солдат, и в большинстве случаев эти страшные списки включают в себя почти все мужское население. Именно эта правдивость позволяет говорить о том, что в фильме нет и намека на искусственность. Другая отличительная черта, в которую поначалу очень трудно поверить, – «Панфиловцы», несмотря на тематику и антураж, полностью лишены военного пафоса, но самой войны в них – более чем достаточно. Она здесь звучит – диалоги, которые хоть и по-окопному сухи, вызывают целую массу эмоций, язык – резкий и живой перемежается с пулеметными очередями и гулом падающих снарядов. Она здесь идет – боевые действия поставлены настолько осязаемо и масштабно, что зрителя просто вжимает в кресло.

Поражает кропотливая и тщательная проработка всех деталей, историческая достоверность и самоотдача, с которой создавался проект. За себя говорят и качество постановки, и сложность технического оснащения (специально разработанный метод комбинированных съемок, использование макетов и реальных моделей, подбор и создание реквизита), и работа актеров. Они, даже несмотря на стандартную форму, несмотря на грязь и кровь, стирающие последние различия между бойцами, создали запоминающиеся типажи, с которыми практически мгновенно устанавливается прочная и чуткая эмоциональная связь. С каждой последующей секундой просмотра исчезает весь возможный скепсис, фильм захватывает и в какой-то момент становится подлинным, чистым искусством с невероятно ценным смысловым и эмоциональным ядром, смешивающим в себе воодушевление, гордость, благодарность и идеи о том, что за Родину нужно сражаться, за нее нужно жить. А самое главное – истерзанную землю всегда можно будет вспахать и засеять – лишь бы было кому вернуться.

Анна Ентякова

В кинотеатрах с 24 ноября
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 325 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio