ПРИТЯЖЕНИЕ
2017, Россия, 130 мин.
Жанр: фантастика
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков
Ранний октябрь. Московские школьники по заданию учителя собираются на крыше одной из парковок в Северном Чертаново для наблюдения редчайшего космического явления – метеоритного дождя. Но вместе со сгораемыми в атмосфере планеты частичками космического мусора, на землю падает космический корабль, сбитый вооруженными силами РФ. После всеобщей паники и экстренного оцепления района происходит первый контакт. Происходит быстро и как-то скомкано: полковник Лебедев, назначенный ответственным за ситуацию, вступает в переговоры (судя по всему, телепатические) с одним из пришельцев. Тот просит дать время на починку корабля и обещает улететь так быстро, насколько это возможно. Военные вполне разумно прислушиваются к просьбе, боясь спровоцировать открытый конфликт. Испуганные люди поначалу стараются держаться подальше от закрытой зоны, но постепенно страх и ненависть берут верх – счёт жертв и пострадавших идет на сотни, дома разрушены, да еще и армия с полицией защищают не их самих, а незваных гостей из космоса.
«Притяжение», первый отечественный фильм о вторжении инопланетян, еще до выхода на экраны многие пытаются подвести под черту конкретного жанра. Вариантов множество – научная фантастика, социальная фантастика, драма, боевик, мелодрама (сам режиссёр охарактеризовал ленту как «маленький фильм про любовь, но в формате IMAX»). Так или иначе, даже независимо от жанра (хотя превалируют, конечно, фантастические элементы) картина исследует сразу несколько важных тем. И вот тут стоит оговорить одну деталь, которая способна в корне поменять представление о фильме в целом: сюжет «Притяжения» можно назвать абсолютно классическим. Это значит, что, если бы он существовал в качестве научно-фантастического рассказа, то вполне бы мог претендовать на звание классики жанра, причём речь идёт не об избитых поворотах, но вполне ожидаемых – в принципе, к нему отлично применим закон Мёрфи: все, что должно произойти, обязательно произойдёт. При этом сценарий действительно грамотно составлен, он построен на знании психологии и работает на нескольких уровнях сразу. Другое дело, что реализация местами не столь блестящая, особенно это касается первого акта. Например, некоторые герои не выглядят как подростки, из-за чего их реплики или поведение откровенно смущают зрителя и выглядят поверхностно. Но, если вспомнить о том, что большая часть действующих персонажей – это либо школьники, либо недавние выпускники, то есть люди до двадцати лет (или совсем немного за), становится понятной и их мотивация, и стиль речи, и предпочтения – от одежды до музыки, и поведение, включающее спонтанные вспышки всего спектра чувств.
Во втором и третьем актах, к счастью, смешанные впечатления уступают место положительным: во-первых, зритель привыкает к таким поведенческим паттернам, во-вторых, действие активно набирает обороты. Аргументов «за» просмотр хватает: тут и проработка экстренных ситуаций, даже настолько фантастических как падение космического корабля на жилой район Москвы, и лаконично-внятная схема работы СМИ, и секретная линия, тщательно скрываемая на протяжении всей маркетинговой кампании, и интересные концепты (вода и металл – простор для визуальных и звуковых решений), и демонстрация военной мощи российской армии.
«Притяжение» можно назвать классической историей в отечественных условиях. По сути, здесь есть заданные условные параметры – и, опираясь на них, сюжет движется вперед – с отработкой самого вероятного из возможных вариантов, неплохо проработанными типажами и обширным исследованием человеческой психологии. Как поведёт себя в конкретных обстоятельствах один человек, как другой, как будет действовать толпа в условиях неопределенности и страха (военное положение, комендантский час). Вопросы ксенофобии, познания самого себя, страха, смелости, мести, человечности и человеческих взаимоотношений – от первой любви до озверелой ненависти, толкающей на страшные поступки, сюда же лейтмотивом вплетается тема отцов и детей и проблематика жизни и смерти – круг тем широк так же, как и число возможных жанровых направленностей, приписываемых фильму.
В итоге «Притяжение» стоит просмотра – благодаря заложенным в него настрою и идеям, достойной реализации, даже с поправкой на «дебютность» тематики, а также огромному запасу иронии и самоиронии (взять хотя бы депутата, самоотверженно вызвавшегося устанавливать контакт с пришельцами), заслуживающему как минимум уважения.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 26 января