БАЛЕРИНА (BALLERINA)
2016, Франция-Канада, 89 мин.
Жанр: мультфильм
Режиссер: Эрик Саммер, Эрик Уорин
В ролях: Эль Фаннинг, Дэйн ДеХаан, Мэдди Зиглер, Карли Рэй Джепсен, Камилль Коттен
1884 год, Франция. Из небольшого провинциального приюта сбегают Фелисия и Виктор – друзья с самого детства, заключившие по дороге в Париж небольшое пари о том, кто первым исполнит свою мечту. Рыжеволосая Фелис мечтает танцевать и грезит парижской балетной школой, а непутёвый паренёк Виктор хочет стать изобретателем, для чего прилагает все возможные и невозможные усилия. Например, постоянно пытается повторить опыт Леонардо, правда, считая авиационную конструкцию собственным проектом, гордо нареченным «голубиными крылышками». Попав в Париж, парочка теряется, но успевает договориться о встрече на следующий день – прямо под строящейся Эйфелевой башней. Первый же вечер в городе меняет жизнь обоих, но, чтобы достичь желаемого героям придется пройти нелёгкий путь, полный опасных приключений.
«Балерина» – это история о силе мечты, требующей, однако, и немалых усилий, и определённой доли везения. Основной вопрос здесь обращён к главной героине и звучит как «Ради чего ты танцуешь?». На протяжении всего хронометража создатели говорят о том, как важно следовать своим порывам, если они искренни, подчеркивают, что нельзя жить тем, что тебе навязали другие и наглядно показывают, что техничность в любом деле – это хорошо и правильно, но одного профессионализма мало, необходимо жить мечтой и доверять собственным чувствам. Самое важное – они всячески подтверждают свои слова и идеи действиями. Наиболее убедительным примером при этом, наверное, можно назвать анимацию: она не слишком изящна или высококлассна по сравнению с творениями, например, голливудских студий, но однозначно выигрывает по части душевности и увлечённости – в каждом кадре видна страсть к своему делу, которую создатели прославляют. Особых комплиментов при этом заслуживает даже не прорисовка всевозможных па (хотя хореография тоже находится на должном уровне), а то, как герои показаны на экране. Эмоции персонажей считываются с первой же секунды, не только с помощью мимики, но и через какой-то совершенно особенный блеск в глазах. Удивление, восторг, завороженность мгновенно передаются зрителю, и это действительно подкупает.
Анимация же традиционно помогает делить героев на положительных и отрицательных, хотя к концу такая отчетливая дифференциация всё же сглаживается – отталкивающие черты становятся менее очевидными по мере того, как происходит душевная трансформация многих персонажей, даже тех, что в начале казались злыми, гадкими и совершенно неисправимыми. Бескомпромиссное «забудь свои мечты, настоящая жизнь несправедлива» в итоге переходит в «ещё не всё потеряно» и «никогда нельзя оставлять надежду». Аналогичная идея проскальзывает и в дружеско-романтической линии: «облегчённый» любовный треугольник может показаться лишним, но по факту он делает эту историю более полноценной, снова наглядно показывая разницу между формальным и статусным желанием напыщенного и глуповатого Рудольфа покорить живую и веселую девчушку, к тому же ставшую лучшей в своем классе, и искренней привязанностью Виктора, которая, пусть он и не осознает ее поначалу, идеально выражается единственной фразой – «Не знаю, почему ты радуешься, но это так здорово».
Есть здесь, конечно, и пара недочетов, но обращать внимание на них будут скорее взрослые: младшая аудитория, как показывает практика, следит за сюжетом затаив дыхание и бурно сопереживает героям. Сочувствовать есть из-за чего: мультфильм местами чуть жестковат (чего только стоит злодейка, бросающаяся на беззащитную девочку с подручными средствами, в числе которых может оказаться и какой-нибудь строй-инструмент, схваченный в яростном запале). Сюда же можно отнести первую часть «Балерины», во время которой родители могут задуматься о том, как создатели будут выкручиваться и объяснять маленьким зрителям, что вообще-то никому не стоит лгать и называться чужим именем, ни ради того, чтобы отомстить обидчику, ни ради того, чтобы исполнить свою мечту (а именно это и делает главная героиня). Впрочем, с этой дилеммой авторы справляются вполне прямолинейно и педагогично, так что моральный урок, хочется верить, оказывается усвоенным. Юмор при этом тоже иногда отдаёт нелепостью, способной за счет специфики повеселить детей, но, к счастью, есть и чудесные вставки для более взрослой аудитории, при этом лишенные двусмысленности и отлично раскрывающие персонажей. Что-то вроде «Но моя мама подаёт лучшие ребрышки в Париже!», «А я вегетарианец».
С историческим и культурным контекстом всё тоже более, чем в порядке. И если большинство классических балетных выступлений или тренировок поставлено либо под лирический score Клауса Бадельта или под более вдохновляющие современные треки, проскакивает и Чайковский, и зажигательные бретонские мотивы (рыжеволосая бестия Фелис вообще навевает мысли об Изумрудном острове, так что степ приходится очень кстати). Париж, которые многие упрекают в излишней «открыточности», тоже показан с разных ракурсов, как в прямом, так и в переносном смысле: и с точки зрения богачей, перед которыми открываются все двери благодаря деньгам и статусу, и признанных деятелей, вроде хореографов и дирижеров, и гаменов, и прислуги, работающей без отдыха, и даже Густава Эйфеля (он, правда, останется за кадром, но это не столь важно).
В целом же, «Балерина» оказывается очень доброй, живой и непосредственной лентой, всеми силами призывающей верить в мечту и в то, что ты делаешь. При этом она показывает, что просто верить недостаточно – необходимо прилагать усилия и преодолевать препятствия на своем пути. По сути своей, это фильм скорее для неискушенных зрителей, поскольку сюжет просчитывается с первых же минут, но это один из случаев, когда история о вдохновении, таланте и том самом переломном моменте, когда твой выбор и твоя судьба только в твоих руках, имеет интересный сюжет и обаятельных героев, к которым зритель испытывает и сочувствие, и симпатию, а вместе с ними и радость – когда задуманное всё-таки получается.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 26 января