МОЛЧАНИЕ (SILENCE)
2016, США-Тайвань-Мексика 161 мин.
Жанр: историко-религиозная драма
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано, Киран Хайндс
…герой Лиама Нисона выбирается из ледяной реки и, подняв голову к небу, обращается к Богу: «Господи, сделай что-нибудь. Старый обманщик, чёртов ублюдок, сделай что-нибудь! Сделай что-нибудь, давай! Докажи, заставь верить, сотвори хоть одно чудо! Мне это нужно, сейчас, сейчас! Сотвори чудо, я буду верить в тебя до конца своих дней. Клянусь, я взываю к тебе… Я взываю к тебе!» Но в ответ лишь… молчание.
Проникновенный монолог персонажа Нисона из «Схватки» Джо Карнахана вспомнился отнюдь не напрасно, ибо религиозно-медитативное «Молчание» маэстро Скорсезе является высказыванием автора на тему, а также апеллирует к зрительскому разуму с максимальной настойчивостью. Двадцать с лишком лет понадобилось режиссёру, чтобы наконец экранизировать один из наиболее известных романов Сюсоку Эндо, в котором острая злободневная проблематика тесно переплетается с документальностью повествования. Несмотря на историческую канву литературного произведения, во многом благодаря многогранности и неоценимой важности материала, затронутые темы однозначно актуальны и в наши дни. Но до них ещё несколько веков, а тогда, в семнадцатом, двое священников-иезуитов – Родригес и Гарипе – тайно отправляются в Японию (а конкретней – 1640-е гг, времена периода Эдо), когда любые происки христианства уже нещадно пресекались сёгунатом Токугава, а то меньшинство, чьё вероисповедание было неугодно власть имущим, беспощадно сжигалось на костре, топилось в океане, а то и ещё хуже. В условиях постоянных репрессий бедолажные японские мученики утратили всякую надежду на религиозную «легитимность», однако не утратили Веру. К тому же, с появлением двух католических священников, прибывших в Японию найти своего наставника – падре Феррейра, в глазах обречённых вновь появилась надежда.
«Молчание» – вовсе не религиозно-спекулятивное навязывание зрителю, но, как и вера каждого – нечто глубоко личное, сокрытое внутри, чем католик Скорсезе не преминул не поделиться со всем миром. Это стопроцентно авторское кинополотно, с зашкаливающей монументальностью и надрывом, где задают много вопросов, но не дают однозначных трактовок, где действие изобилует зверскими, трагическими сценами. Но парадоксальным образом, учитывая присущую ленте эмоционально-холодную отстраненность, «Молчание» – вайнварм скорее для ума, нежели для души. Японские власти казнят невиновных, кротких, а Господь, чей бы он ни был, никак не реагирует на происходящее. При этом авторы не претендуют на глобальную Истину, ибо у каждого она своя, и, слава богу (любому), даже не ограничиваются примитивнейшими вопросами любых конфликтов вроде «кто прав, а кто – нет».
Другое дело, что чрезвычайно трудно осознать, опять же, глобально, что есть религия ложная, а что – нет. Не каждому дано понять, постичь или хотя бы познать Великие замыслы. Тогдашние японские христиане выглядели наивно, придавали огромнейшее значение идолопоклонническим символам, которые, по сути, ничего не значат, и веровали в то, что смерть – не конец, но освобождение, путь в тот самый Paradiso, где нет каторжного труда и болячек. Но ведь желать собственной смерти, пусть даже и мученической – грешно, какой бы невыносимой была земная жизнь, не так ли? Сегодня же определиться и выбрать верный путь ничуть не легче. Синкретизм и количество религий, падение авторитета церкви, падение морали и вот это вот всё: очень легко свернуть не туда. Благо, лента Скорсезе заставит задуматься. В Японии середины XVII столетия ввиду многих факторов нет места религиозному плюрализму, также как и нет места амбивалентности взглядов. И пускай, ведь одно дело отречься от той или иной религии, и совсем другое – от Веры, которая внутри, которая часть твоей сущности.
В лучших кинематографических традициях за мощной содержательной стороной не теряется форма: блистательная камера Родриго Прието визуализирует контрастами, сопричастно наблюдает за происходящим вместе с героем Гарфилда, воодушевленно запечатлевает прекрасные пейзажи японских островов (даром, что made in Taiwan), и кажется, будто солнце действительно восходит именно здесь, оттого и неуютно от мыслей, что в столь «райских садах» может твориться нечто уму непостижимое; в то же время нарочито держится отстраненно, на дистанции, во время изобретательных пыток и казней. Молодой Эндрю Гарфилд, кажется, надолго застрял в паутине, изображая набожных персонажей, его падре Родригес действует по соображениям совести, бесконечно верит в праведность своей проповеднической миссии и по-библейски аллегорично дискутирует с японским оппонентом. Кульминационен тот момент, когда зрителя заставят усомниться в неизменных действиях христианской стороны, ведь столь малозаметна грань между несгибаемостью веры и обыкновенной гордыней, что кичливо прёт из «праведников». Негоже воображать себя «вторым» Мессией и упрямо идти на принцип, из-за которого погибают ни в чем не повинные.
Трудно сказать, или «Молчание» - тот самый пресловутый opus magnum Скорсезе, скорее нет, чем да, но это определенно верная служба Кинематографу, и обойти стороной фильм, как это сделали киноакадемики – решительно невозможно. Быть может, он оставит равнодушным на эмоциональном уровне, а где-то подсознательно вызовет отторжение, но главное – он подстегнет зрителя к диалогу на важные темы, которые в нашей суровой будничности теряются на фоне поп-культуры, потребности в энтертейнменте, айфонов и глянцевых обложек с обворожительными богинями в чулках на подвязках. Быть может, Бог пытается заговорить с нами, а в ответ лишь… молчание.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 26 января