НЕ/СМОТРЯ НИ НА ЧТО (MEIN BLIND DATE MIT DEM LEBEN)
2017, Германия, 111 мин.
Жанр: комедия, драма
Режиссер: Марк Ротемунд
В ролях: Костя Улльман, Нилам Фарук, Анна Мария Мюэ, Людгер Пистор, Рувен Блессинг, Якоб Маченц
Салия Кахаватте учится в старшей школе, одновременно успешно проходит стажировку в местном ресторане и готовится поступать на «гостиничное дело». Его жизнь меняется в один момент: наследственное заболевание глаз влечет за собой отслоение сетчатки, перебои в работе зрительного нерва и 95% потерю зрения. Но парнишка не собирается сдаваться: обнаружив в себе феноменальную память и приложив просто немыслимые усилия, он заканчивает обычную школу и… собирается продолжать обучение любимому делу. На слепого юношу смотрят как на сумасшедшего и предрекают ему в лучшем случае карьеру массажиста. Салия не унывает и отправляется покорять Мюнхен – при поддержке семьи и друзей, которых он обретает, попав всё-таки в программу обучения – да не абы куда, а в старейший и престижнейший отель города.
«Не/смотря ни на что» (крайне удачная отечественная локализация) поставлен по нескольким эпизодам автобиографического романа Салии Кахаватте «Мое свидание вслепую с жизнью». Он же принимал участие в написании сценария и следил за правдоподобностью происходящего на съёмочной площадке. Но до того, как написать книгу и тем более оказаться вовлечённым в процесс её экранизации, Салия был вынужден пережить много неприятных вещей, в том числе тяжёлую депрессию, к которой его привела сложившаяся ситуация. Свой долгий и нелёгкий путь к мечте он действительно проходил на ощупь: шаг за шагом поднимался по карьерной лестнице, на каждой из ступеней находя не только врагов, но и друзей. Преодолевать преграды помогали многие – вызывались помочь, прикрывали перед начальством и придумывали действующие лайфхаки – объясняли, как сохранять визуальный контакт с собеседником, учили первым протягивать руку и заранее считали количество шагов в помещении, чтобы Салия вёл себя непринужденно и не был ограничен в своих передвижениях по номерам, холлам и залам гостиницы.
Удивительно не то, как долго ему удалось скрывать своё положение и состояние, а то, насколько он оказался сильным, гордым и категоричным. Давление на учёбе и работе в определённый момент усугубилось финансовыми, семейными и личными проблемами – и едва ли здесь можно говорить об искусственном нагнетании и излишней драматизации: Кахаватте взялся за то, с чем не справлялись многие зрячие и в прямом смысле работал на износ, а напряжение и вечный страх, что его тайну раскроют, сильно подорвали его здоровье. В этом отношении «Не/смотря ни на что» является отличной иллюстрацией к выражению о том, что невозможно всё держать под контролем: ослиное упрямство и позиция «не сдаваться, когда все отговаривают» сами по себе способны затуманить разум и выключить здравый смысл, а уж упорство, поддерживаемое за счет алкоголя и таблеток, никогда не заканчивается хорошо.
Но даже при всей тяжести того, с чем пришлось столкнуться Кахаватте, фильм об одном из самых непростых этапов его жизни вышел невероятно светлым и жизнеутверждающим – это касается и цветовой гаммы, и настроения, и музыки. Даже юмор, большую часть которого можно назвать чёрным, ни в коем случае не унизителен: за дружескими подколками – на первый взгляд обидными или неприятными, всегда ощущается эмоциональная и физическая поддержка, постоянно подкрепляемая ободряющими действиями. Есть и менее направленные шутки, хотя невозможно совсем списать со счетов плохое зрение главного героя и его редкие, но всё же неудачи на гостиничном поприще: не обойдётся без падений и целой череды наивных и неловких моментов.
Оптимистичных эпизодов, правда, гораздо больше: во-первых, Салия и Макс – лучший друг, которого Кахаватте спас на провальном собеседовании, – помимо работы и бесконечных тренировок проворачивают всякие безобидные каверзы и веселятся. Они молоды и занимаются тем, что любят, к тому же у Кахаватте, выступающего противовесом раздолбаю Максу, ответственности, упорства и страсти к профессии хватает на двоих. Во-вторых, есть здесь и тема влюбленности, а в любых отношениях, особенно таких деликатных, тоже можно наткнуться на множество подводных камней и не избежать комизма. Самое важное, что подобный подход не сглаживает серьёзность личных трудностей Салии и проблематики в целом: да, картина затрагивает тему интеграционной политики, но не больше, чем на пару минут, в первую очередь рассказывая о настоящем борце – человеке, сумевшем сломать свои собственные границы и показать, что любые отговорки остаются отговорками.
«Не\смотря ни на что» обладает очень правильным эмоциональным балансом: сама история подаётся забавно и трогательно, но в то же время она уважительна по отношению к своим героям и несёт в себе сильнейший мотивирующий компонент для всех остальных. Это, несомненно, многоуровневый проект, в самом центре которого находится сам Салия, но ещё это и почти притчевое произведение о том, что открытость, порядочность, искренность и доброта могут сблизить множество культур (это, кстати, первоначальная причина, по которой Кахаватте собирается работать в отеле), о важности дружбы и взаимовыручки и о том, какое чудо происходит, когда человек прикладывает все усилия, чтобы быть на своём месте.
Анна Ентякова
В прокате с 16 февраля
Фильм также выходит в прокат с тифлокомментариями для слабовидящих и незрячих людей (аудиоописание видеоряда)