ГУЛЯЙ, ВАСЯ!
2017, Россия, 90 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Роман Каримов
В ролях: Ефим Петрунин, Любовь Аксенова, Роман Курцын, Софья Райзман, Борис Дергачев, Сергей Аброскин
Провинциал Митя после переезда в Москву быстро поднимается по карьерной лестнице. Так быстро, что становится вхож не только в постель новой подружки (по совместительству дочери крупного бизнесмена), но и на домашние торжества, вроде празднования дня рождения главы семейства. Смущенное бормотание парня, забывшего и о мероприятии, и о покупке подарка, отец трактует по-своему и на радостях назначает свадьбу наследницы через две недели. Митя, быстренько осознав последствия таких скоропалительных решений, берет тайм-аут и отправляется в родные края. По легенде – проведать матушку, на самом деле – получить развод. Но проблема в том, что у дражайшей супруги Василисы крыша съехала на почве врожденной (или приобретённой – история умалчивает) стервозности и повального увлечения гороскопами и прочей эзотерической лабудой, а потому нужные бумаги она соглашается подписать только если Митя представит ей новую девушку, а самой Васе «сосватает» лучшего друга и школьную любовь – к слову, уже женатого подкаблучника Пашу, с которым у нее почти идеальная – целых 83% – совместимость.
Что и говорить, родина встречает Митю неласково – разрухой и полным отсутствием перспектив. Кое-как он находит миловидную официантку Асю и, за пару минут подняв выручку заведения до заоблачных высот, справляется с первым пунктом программы. Тут же, впрочем, сталкивается с её парнем – местным качком с нюхом на выгодные экономические предложения. Начинающему бизнесмену тоже нужно приплатить – за игру в «брата невесты», а на слова «деньги и бизнес-план» подтягивается очередной местный приятель Мити – Гарик (без привычного штата бухгалтеров, но с неизменной сумкой подозрительного вида и содержания). Жену Паши друзья берут на слабо, для разогрева заправляются алкоголем – и отправляются в оглушительный трип с больницами, мини-пигами, говорящими рыбами и много чем еще.
«Гуляй, Вася!» мог бы иметь подзаголовок «Невероятные приключения неадекватных людей»: очевидно, что главной задачей было обыгрывание всевозможных стереотипов, штампов и узнаваемых ситуаций. Более того, это высмеивание в итоге вышло оригинальным и остроумным – жанровая направленность себя полностью оправдывает: каркас мелодрамы здесь –формальность, гораздо большее внимание привлекают второстепенные герои и постоянно генерируемые ими гэги. Но если шутки бьют в цель и способны заставить посмеяться в голос не раз и не два, то типажи, к сожалению, остаются всего лишь типажами – да, неплохо сыгранными и провоцирующими зрителей на мгновенную и живую реакцию. Но их поведение, даже если не брать в расчет Митю и Асю, отчаянно предсказуемо. Единственным исключением можно назвать афериста Гарика, действия которого тоже отчасти поддаются прогнозам, но его герой представляет собой настолько многосторонне развитую личность («я немного агроном, а еще на машинке вышивать умею»), что сложно предположить, что он может выкинуть в следующий момент: предложить новый старт-ап или сбежать подальше, спасая жизнь и здоровье.
К минусам можно отнести и некоторую оборванность сюжетных линий, и несостыковки (Митя едет-едет-едет домой, собирает-собирает-собирает друзей, разгребает кучу проблем, а еще каждый день отвечает на звонки оставшейся в столице невесты, но до свадьбы по-прежнему две недели), а также пару неудобных эпизодов и финальный перегиб в драму. Вообще весь фильм можно оценивать именно как последовательность сцен: герои перемещаются из точки А в точку Б, с одной компании внимание переключается на другую, а в программу «Митя, Ася, Вася и все-все-все» включаются такие этюды как «контактный зоопарк на хуторе», «два голых мужика в бане» и «знакомый вэдэвэшник».
Многие жалуются на трейлер, мол, он перевирает впечатление о картине, но на самом деле – это пример, когда реклама честнее некуда: «Гуляй, Вася!» предлагает примерно то же, что и ролик: деревню, алкоголь и острое желание решить личные проблемы любой ценой. В итоге фильм может похвастаться клёвыми гэгами, характерными актёрами и колоритом. Самоиронию тоже никто не отменял – весь сюжет смотрится как забавная, но искусственная конструкция, на что с усмешкой указывает и сам главный герой: приехал разводиться с одной, чтобы жениться на другой, а влюбился в третью. С искренностью и актёрской игрой тут всё отлично, да и стиль определённо каримовский, этого не отнять, но всё же от одного из самых многообещающих отечественных режиссёров хотелось чего-то большего, чем история, в которой каждый герой слегка (или не слегка) поехавший, а мораль бьёт не в бровь, а в глаз и дословно звучит как «не будь сукой».
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 14 февраля