ДЖЕКИ (JACKIE)
2016, Чили-Франция-США, 100 мин.
Жанр: биографическая драма
Режиссер: Пабло Ларраин
В ролях: Натали Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Хёрт
«Единственное, что я бы привез из США – это миссис Кеннеди.
Она – слишком большая драгоценность даже для президента Америки».
Шарль де Голль
На дворе стоял погожий ноябрьский день 63-го. Президентский кортеж свернул на печально известную Элм-Стрит, Жаклин Кеннеди, улыбаясь, махала толпе рукой, Абрахам Запрудер вот-вот начал снимать на свою любительскую камеру, а Ли Освальд (зачеркнуто) убийца уже зарядил «Каркано» калибра 6,5 мм, чтобы осуществить варварский замысел. Это не что иное, как публичная казнь. Тридцать пятый президент США был обречён, он умирал на руках своей супруги, которая находилась рядом. Несчастной женщине пришлось пережить кошмарные минуты, от шока Джеки взобралась на багажник, чтобы собрать отлетевшие кровавые кусочки. Всё произошло так стремительно, что никто и одуматься не успел. Запачканный кровью розовый костюм от Шанель – как хрестоматийный символ Далласской трагедии, а запрудеровский фильм – документальное наследие. Через неделю после этих событий корреспондент журнала Life приедет в Массачусетс, чтобы взять у Джеки интервью, так сказать, по горячим следам. Так мир узнает историю Жаклин Кеннеди – теперь уже экс-первой леди США.
Чилиец Пабло Ларраин создал художественно-документальный фильм весьма странных качеств, в котором нелинейная ретроспекция как таковая тесно переплетена с личной драмой конкретной женщины, оказавшейся в конкретных обстоятельствах, и навешанные обществом ярлыки отходят куда-то на периферию, когда всевидящая камера Стефана Фонтена усердно запечатлевает крупные планы потрясающей Натали Портман. Несмотря на масштаб событий, которые служат здесь скорее фоном, «Джеки» – исторический моноспектакль, где каждая мизансцена призвана не только быть аутентичной воспроизводимым событиям, но и усилить драматический эффект. При этом камера в большинстве своём статична, особенно во время интервью, когда повествование не сосредоточено на событийной гуще недельной давности. До трагического 22 ноября жизнь кипела, находилась в привычном русле, а вот после – всё замерло, застыло и находится в подвешенном состоянии. Но несмотря ни на что, Джеки проявляет волевой стоицизм и неподдельную твёрдость в своих решениях и действиях: для неё категорически важно, что напишут в учебниках по истории. Здесь легко проникнуться пиететом, но невозможно сочувствовать, ввиду холодной отстранённости повествования и общей тональности фильма, ибо последнему сложно стать чем-то более мощным и даже б
ольшим, чем попыткой показать, как это было и что пришлось пережить одной хрупкой, но очень сильной женщине.
Киноязык Ларраина занимателен: вот первая леди красит губы и репетирует приветственную речь перед зеркалом в самолёте, а когда она окажется перед ним в следующий раз, то уже будет вдовой, смывающей кровь с заплаканного лица. А ещё через мгновение станет свидетелем присяги Джонсона; вот же здорово наблюдать за тем, как твоему лежащему в гробу мужу, да и тебе самой, Система быстренько организовывает замену. Практически всё действие сопровождается депрессивно-заунывным музыкальным сопровождением, которое лупит по нервной системе зрителя с ошеломляющей мощью и, наряду с Портман, это выдающаяся работа Мики Левай. Однако за тщательно проработанной формой (сюда же отнесём и прекрасно проделанную работу художника-постановщика) теряется содержательный стержень, потому что драматический байопик так и останется драматическим байопиком, не способным вызвать эмоциональную встряску в тот самый момент, когда не хочется оставаться сторонним наблюдателем. Возможно, поставь ленту изначально запланированный Аронофски, результат мог быть несколько иным, но чего уж теперь гадать.
«Я хочу, чтобы все видели, что они сделали с Джоном», – скажет Жаклин, и весь мир заинтересовано будет следить, увидит изуродованную окровавленную голову президента, будет докапываться до истины, изучая многочисленные конспирологические теории. А вот исповедь самой Джеки – то, что постоянно находилось за кадром, было чем-то второстепенным, не столь значимым, потому что многих интересовало «какой звук был у пули», а не то, что было на сердце. Да и сама Кеннеди не желала обнажать истерзанную женскую душу перед нацией. Хотя бы поэтому фильм Ларраина имеет право быть.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 23 февраля