Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Т2 Трейнспоттинг (На игле 2)
Автор: Анна ЕнтяковаДата: 08.03.2017 03:08
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Т2 ТРЕЙНСПОТТИНГ (НА ИГЛЕ 2) (T2 TRAINSPOTTING)
2017, Великобритания, 117 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Роберт Карлайл, Кевин МакКидд



– Если не вернёмся через час – звони в полицию.
– И что мне им сказать?
– Что нас убили.

Рэнтон, поборовший героиновую зависимость много лет назад, приезжает в Эдинбург из Амстердама. За душой – ни семьи, ни денег: развод и не слишком удачная бухгалтерская карьера привели его к ещё большему разочарованию к жизни. Экзистенциализм подпитывается недавно перенесённым инфарктом и полным отсутствием перспектив: «промотать пару-тройку лет я ещё смогу, а вот что делать с двумя-тремя десятками, отпущенными врачами, я не знаю». В родном городе его дождались все, кроме матери; всё и осталось почти что по-прежнему. Кочерыжка, неожиданно открывший в себе дар писателя, пытается слезть с героина ради встреч с женой и сыном, но теряет всё в один час, из-за чего снова срывается и даже пытается покончить жизнь самоубийством. Бегби в очередной раз отказывают в досрочном освобождении, и он, обозлённый на весь мир, решает взять дело в свои руки и устраивает побег. А Саймон крепко подсел на кокаин и бросил занятия шантажом только для того, чтобы переключиться на более прибыльный бизнес и вместе с болгарской студенткой-проституткой Вероникой превратить старый паб, доставшийся ему от тётки, в бордель.

Второй «Трейнспоттинг» – это скорее свободный пересказ романа Уэлша с нелирическим названием «Порно», хоть автор и встречался с Дэнни Бойлом, чтобы обсудить ключевые детали и помочь переложить сюжет на кинематографическую канву «без отрыва от оригинала». Так, например, с момента событий первой части прошло двадцать лет, а не десять: персонажи достигли среднего возраста, но в душе так и остались подростками, бегущими от проблем всё с той же непосредственностью и легкомыслием. Почти у всех есть неудавшийся опыт отношений и дети, и герои все чаще мысленно обращаются к старым временам, из-за чего повествование стойко пропитано ностальгией и грустью по невозвратно ушедшему. А ещё глубоким, тоскливым, беспросветным одиночеством. По словам Бойла это – осознанный приём: демонстрация того, что поколение сменилось, время создало своеобразную повторяющуюся петлю. Что мир вокруг изменился, а герои – нет: они на это попросту не способны.

«На игле 2» можно смотреть, даже ничего не зная о первой части, лента выглядит как самобытный проект, не требующий каких-то фоновых знаний. Как минимум потому, что в ней, так или иначе, показаны основные сюжетные линии первого фильма. Зачастую они поданы в лоб: неожиданное и не очень дружеское воссоединение заставляет героев постоянно оглядываться и вспоминать старые грешки, из-за чего повествование наводнено флэшбеками – по городу буквально разгуливают призраки прошлого. С другой стороны, это отличный пример правильного сиквела, когда продолжение истории не паразитирует на оригинале, а имеет свои идеи, проблематику и настроение. Само собой, здесь присутствуют уже знакомые приёмы, включая фирменные бойловские фишки, вроде клипового монтажа, частого использования голландского угла (это такой заваленный ракурс, усиливающий драматичность момента или искажённое восприятие реальности), а также цветовой гаммы. В конце концов, этот фильм создавала та же команда, что и предыдущий, из-за чего неизменными остались места и персонажи. Но, к счастью, всё это больше напоминает ироничный, хоть и несколько грустный привет первому фильму, его молодым героям и аудитории, нежели самолюбование и самокопирование.

Имеются и более очевидные различия: к сценарным правкам, вроде укороченных или не использованных линий «Порно», добавился перенос почти всего действия в Эдинбург, а если сравнивать с первым фильмом, «На игле 2» лишён закадрового голоса. Да и определить главного из четвёрки стало довольно проблемно: Рэнтон, Бегби, Саймон и Кочерыжка делят между собой сюжет и пространство примерно поровну. Знаменитый монолог Рэнтон тоже проговаривает иначе: за столиком в кафе, специально для Вероники. Воспроизводит, как бы в шутку, говоря о том, что они и считали его шуткой, протестом против невыносимой действительности, но в голосе взрослого Марка, вспоминающего о прошлом, слышится могильная тоска: шутка обратилась реальностью. Реальностью, в которой бывшие приятели снова вынуждены встретиться (удивительно, как они вообще выжили за эти годы), в которой всё пошло не так, как планировалось, в которой шантаж, вымогательство и мошенничество в компании людей, не стоящих доверия, остаётся лучшим вариантом за неимением других.

Предательство, доверие, любовь, дружба – тематика тоже осталась прежней, разве что проявляется острее: несмотря на то, что разрыв между героями даже спустя двадцать лет остаётся крайне болезненным, некоторые предпринимают усилия к принятию факта предательства и своеобразному прощению. Например, лояльнее всех к Рэнтону относится Кочерыжка, но в то же время пеняет на его недальновидность: «Ты оставил деньги наркоману, о чём ты думал?». По-настоящему разъярён Бегби, проведший все эти двадцать лет за решёткой. Саймон колеблется, хоть и встречает бывшего друга с бильярдным кием наперевес. К запутанным отношениям персонажей добавляется тема отцов и детей (та самая петля времени), национальный менталитет, тема зависимостей («Торчи от чего-нибудь другого», – говорит Рэнтон Кочерыжке, задыхаясь от долгого подъема на гору) и, конечно, криминала. Всё это провоцирует создателей на введение большого количества абсолютно уморительных сцен, в числе которых мошенническая бизнес-идея с привлечением госструктур, кража кредитных карточек у завсегдатаев общества «1690» и последующее гениальное в своей простоте угадывание пин-кодов, случайная встреча Марка и Бегби в туалете клуба и многое, поверьте, многое другое.

Череда последовательных эпизодов – мрачных или абсолютно отвязных – приводит к тому, что в середине действие начинает немного провисать. Да и развязку с деньгами, которые будут фигурировать в сюжете и на этот раз, при желании можно окрестить разочаровывающей. Тем не менее, вторая часть «На игле» – определённая удача: давние поклонники вряд ли разочаруются таким мощным запасом ностальгии, фанаты Уэлша получат от экранизации всё, что хотели и даже больше, а незнакомые с культовой лентой зрители скорее всего захотят исправить это досадное недоразумение. Бережно переданный дух оригинала, по-хорошему злой, чёрный юмор, жестокость (хоть здесь и нет таких натуралистичных сцен, как в первой части), откровенный и оригинальный стёб над традициями, бюрократизмом и идиотизмом окружающих – «Трейнспоттинг 2» можно назвать безбашенным, ностальгическим и философским одновременно. Это странная смесь жести, угара, цинизма и неизбывной тоски; новая история старых персонажей – бешеных, изворотливых или просто измученных, но по-прежнему отказывающихся признавать себя жертвами, поданная под абсолютно ядерный саундтрек, и сама по себе вызывающая зависимость.

Анна Ентякова

В кинотеатрах с 8 марта
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 341 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio