ДЕМОН ВНУТРИ (THE AUTOPSY OF JANE DOE)
2016, Великобритания-США, 86 мин.
Жанр: хоррор
Режиссёр: Андре Овредал
В ролях: Эмиль Хирш, Брайан Кокс, Офелия Ловибонд, Майкл МакЭлхаттон, Олуэн Катрин Келли
Нагое тело мёртвой красотки шериф маленького городка, расположенного где-то в Вирджинии, доставит в местный морг, чтобы два патологоанатома, отец и сын, установили причину смерти загадочного трупа, который оказался на месте преступления невесть откуда. Это была очередная, обычная рутина для необычных профессионалов-исследователей смерти, работёнка на ночь, всего лишь ещё одно вскрытие безжизненного организма с идеально белоснежной кожей, инфернальным взглядом, раздробленными суставами и ещё много чем. Аккуратный разрез от грудной клетки и до области чуть ниже пупка, неожиданно обильное кровотечение и вуаля – злосчастный ящик Пандоры открыт. Кто же ты, таинственная незнакомка – обыкновенная шлюха, принявшая кокаин, или мученица, принявшая «прелести» древней ритуальщины? Вопрос риторический, однако, трепещите, грёбаные невежды-мёртворезы, ибо грядёт крутая буря, и вот уже радио вещает не клёвый рок-н-ролл, а пробормочет мерзким голоском что-то наподобие «вам уже не выбраться отсюда никогда».
Новый фильм норвежского кинематографиста Андре Овредала – это «Вскрытие Джейн Доу» нормального человека и «Демон внутри» курильщика, трупная фантазия с отменными загадками и неважнецкими ответами, плюс ко всему вполне свежий компетентный взгляд на жанровые одеревенелые клише. По тёмным коридорам морга разгуливают мертвецы, но не ходячие, в душном воздухе, пропитанном духом смерти, витает нечто дьявольское потустороннее, но без явной визуализации выдуманных демонов, и это действительно срабатывает. Овредал беззастенчиво вскрывает труп, а заодно и выворачивает жанр наизнанку, выжимает из него оставшиеся в закромах живительные соки и таки даёт надежду на то, что пациент скорее жив, чем мёртв. В итоге станет ясно, что даже на том свете действует правило «око за око», и если мёртвые девушки и впрямь сговорчивей* (а их ещё нужно умудриться услышать), адские страдания настигнут тех, кто дышит. Пока ещё дышит. И, наверное, это будет справедливо. Сомнительная мифология в этом случае не цель, а средство, так же, как и юное тело бездыханной красавицы, сверлящей зрителя «онемевшим» взглядом, от которого в комнате становится холодней. При этом никакой пошлости в виде моргания мертвеца или, боже упаси, оброненной слезинки не последует, ведь одного только взгляда достаточно, чтобы нагнать саспенсу. А ведь соблазн был, да еще какой, но к чему вся эта псевдодраматическая выспренность, правда?
Зрителю же предоставлена прекрасная возможность убедиться в том, что сам процесс всей этой скальпельно-анатомической волокиты – не ковыряние в гениталиях, но настоящее искусство, открывающее путь в необъяснимую гиперреальность, и если на трупе повешен колокольчик, так, на всякий случай, то рано или поздно он всё равно зазвенит. Дзинь-дзинь, ребятки, мы идём по ваши души, дзинь-дзинь. Но наступит кульминационный акт, и вот здесь поджидает главное разочарование, смазывающее общее впечатление. Нехитро вплетённая библейская аллюзия**, отсылки к истории о салемских судебных процессах XVII века – те ключики к разгадке, что категорически не оправдывают ожиданий. Именно здесь норвежец даёт слабину, из-за которой становится изрядно некомфортно. Тем не менее, Овредал наглядно доказывает, как в своё время это сделал Джеймс Ван, что для крепкого хоррор-триллера достаточно грамотного подхода, игры в кошки-мышки со зрителем, двух с половиной актёров да парочки локаций в заброшенном чулане. Жаль, что запала не хватило до самого финала, в противном случае мы могли бы говорить, что вот он, один из самых занимательных ужастиков последних лет. Но и без того джейндоуновская аутопсия – натуралистичная страшилка весьма недурных качеств.
* Dead Girls are Easy – песня финской готик-рок группы The 69 Eyes.
** «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» / Левит 20:27/ – текст в фильме немного изменён.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 23 марта