СПЛИТ (SPLIT)
2016, США, 117 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи
Трёх девушек прямо с парковки торгового центра похищает Деннис – подчеркнуто вежливый и болезненно педантичный мужчина. Очнувшись в незнакомом месте с железными кушетками и небольшой ванной комнатой, испуганные девочки, две из которых – лучшие подруги, а третья – «одноклассница со странностями» и, грубо говоря, случайная попутчица, пытаются решить, что им делать дальше. Пока Клэр и Марша изо всех сил стараются не поддаваться панике и предлагают бежать, Кейси здраво оценивает ситуацию и силы противника. Мотивы похитителя не ясны, ведёт он себя странно, а потом и вовсе появляется в запертой комнате в женском обличье, представившись Патрицией и заявив, что Деннис больше не тронет их, поскольку они – почётные гостьи на особом мероприятии. Об этом самом мероприятии спустя несколько часов Кейси расспрашивает девятилетнего Хедвига, который окажется ещё одной личностью, обитающей в теле человека по имени Кевин. Мальчишка хвастается, что ему позволяют «занимать главное кресло», то есть управлять сознанием Кевина, потому что он помог Деннису и Патриции – своеобразным изгоям с неугодными взглядами – сместить их лидера Барри, и что они готовятся к появлению Зверя – существа с сверхчеловеческими способностями и двадцать четвертой личности. Именно в жертву Зверю будут принесены пленницы, которые не имеют никакой возможности сбежать из-за того, что жилище Кевина превращено в подобие укрепленной тюрьмы.
В то же время остальные проекции, не имеющие доступа к сознанию Кевина, пытаются подавать сигналы о помощи и изо всех сил жмут на тревожную кнопку. Таковой выступает доктор Флетчер, много лет знакомая с Кевином и изучающая феномен множественного диссоциативного расстройства, другими словами – расщепления личности. Главной задачей такой личности, появившейся вследствие какого-либо трагического или травматического опыта в жизни человека, как правило, является его защита от любых угроз – неважно, физических или психологических. Флетчер быстро раскусывает Денниса, пытающегося прикинуться Барри и заверяющего психиатра, что всё в порядке, и пытается помочь ему преодолеть кризис, смутно догадываясь о том, что происходит что-то неладное.
Чем «Сплит» действительно хорош, хоть и затрагивает тему косвенно, так это привлечением общественного внимания к серьезным психическим проблемам и всевозможным расстройствам. В том числе и наглядным способом, демонстрируя, например, насколько абсурдным может казаться заболевание для окружающих – тот же самый синдром навязчивых состояний, раз за разом заставляющий Денниса поправлять все предметы, пока они не будут расставлены в идеальном порядке, а также совершенно не выносить любой грязи. Хотя, стоит признать, что множественная личность, страдающая ОКР – это скорее уже ментальная рекурсия, правда, не особенно ироничная. Также Шьямалан, подкрепляя ключевую мысль о том, что, возможно, люди с подобными расстройствами – не ошибка, а форма эволюции, приводит и не до конца объяснённые медицинские данные: некоторые пациенты с диссоциативным расстройством способны силой мысли изменять свою физиологию, например, у одной из личностей может быть сахарный диабет и необходимость в постоянных инсулиновых инъекциях, в то время как у всех остальных такой острой потребности не возникает.
Но вся фактическая и доказательная база ухает в глубокую пропасть, когда оказывается, что режиссёр в очередной раз не сумел определиться с жанром, в котором он работает. «Сплит» – не триллер и не ужасы, это скорее драма, реализоваться которой постоянно мешает налёт мистики, нелепый и очевидный настолько, что он в итоге убивает весь саспенс. Шьямалан пытается играть со зрителем и путать его, из-за чего рациональные и отлично работающие в реальной жизни действия героев начинают казаться нелепыми и даже раздражающими, а предполагаемая вера в сверхъестественные начала порождает стойкое противоречие с логикой и здравым смыслом. При этом ощущение чистого ужаса от столкновения с чем-то действительно выходящим за рамки разумного или объяснимого не создаётся даже на подходе к развязке, а сцена, близкая к финалу, которая по сути частично является спойлером, словно взята из классического хоррора, но выглядит так, что вызывает только нелепые смешки.
Конечно, МакЭвой тут хорош – даром, что лишён возможности отыграть полный спектр персонажей – в угоду хронометражу и логике повествования. Не слишком изобретательный прием раскрытия второстепенных личностей в формате видео-дневников даёт о них минимальное, но зато хоть какое-то представление, а те, которые имеют значение для сюжета, легко отличимы друг от друга благодаря выразительной актёрской игре. Также стоит отметить то, что в дубляже поработали не только над манерой речи его героев, но и подобием акцента, что идёт ленте в плюс, хотя, естественно, оригинальная версия остаётся недостижимой высотой.
Кусочки сюжета, выдаваемые порционно – то в качестве флэшбеков, то в режиме реального времени – складываются в цельную картинку, и последний элемент мозаики встаёт на место, когда зритель уже догадывается, о том, что именно произошло с Кейси в прошлом и почему она себя так ведет. Предыстория, кстати, с одной стороны, довольно предсказуема, с другой – прекрасно работает на сюжет и не теряет своего шок-эффекта – в первую очередь из-за жестокости и осознания обыденности зла.
Парочка вульгарных приёмов вроде имени, которое в данном конкретном случае просто-необходимо-назвать и очевидные твисты в принципе уравновешиваются иронией. Но всё это остаётся слабым оправданием для двух часов хронометража, полтора из которых – скучны и затянуты. Практически полное отсутствие каких-либо действий с обеих сторон (все ждут пришествия великого и неуязвимого Зверя) и не слишком резвый темп тянут «Сплит» на дно не хуже заигрывания со сверхъестественными материями и бесконечной игры в намёки. Ну а после титров приходит ощущение, что Шьямалан задумал создать свою собственную вселенную монстров и скрупулезно претворяет свой план в жизнь, и это тоже можно расценивать очень двояко.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 16 марта