ЖИВОЕ (LIFE)
2017, США, 110 мин.
Жанр: фантастика, хоррор, триллер
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Ребекка Фергюсон, Джейк Джилленхол, Райан Рейнольдс, Ольга Дыховичная, Хироюки Санада, Эрион Бакаре
В отличие от некоторых отечественных продюсеров, способных без зазрения совести выдавать свою балансирующую на грани плагиата работу за великое жанровое откровение, ещё и подкрепляя сей фарс «обстановкой строжайшей секретности» и прочими сомнительными маркетинговыми уловками, создатели «Живого» с самого начала не отрицали того факта, что их новый фантастический триллер заимствует очень многое у стилистически схожих картин – в первую очередь это касается легендарного «Чужого». Такая честность мало того, что импонирует сама по себе, так ещё и способствует формированию более-менее адекватного градуса ожиданий, согласно которому нам готовят крепкое жанровое кино без особых претензий на оригинальность.
По сюжету экипаж МКС готовится принять долгожданные образцы с Марса для последующего изучения на борту станции. Не всё идёт по плану, но после некоторых проблем, решение которых потребует слаженной работы международной команды, ценный груз таки оказывается в лаборатории. На первых минутах фильма при демонстрации инцидента создатели отметились сверхдлинным планом продолжительностью в несколько минут – так что «Гравитация» всплывает в памяти сразу же. Правда, в данном случае, действие этого эпизода происходит по большей части внутри станции; а выход астронавта в космос мы можем наблюдать через окна изнутри — и это отличный приём, работающий на эффект присутствия. Как бы то ни было, среди доставленных образцов космонавты обнаруживают неизвестный одноклеточный организм, предположительно находящийся в состоянии анабиоза. В процессе изучения, находку удаётся не только «оживить», но и заставить делиться на другие клетки – соответственно, «расти». Первое в истории научное подтверждение существования внеземной жизни вызывает ликование на Земле – там даже не поленились устроить конкурс за право дать обнаруженному организму имя. Тем временем, наречённый Кэлвином марсианин показывает существенный прирост клеточной массы и интеллекта, что, разумеется, ничем хорошим для команды станции не кончится. Справедливости ради стоит отметить, что исследователи сами спровоцировали Кэлвина на агрессивное поведение, запустив в нём механизм самозащиты, пусть и без злого умысла. Другое дело, что никто не ожидал от этой малявки такой прыти и силы.
Завязка картины, в которой бортовой учёный занимается исследованиями существа обставлена весьма добротно и смотрится с должным интересом; ко всему прочему на первых порах в картине нет намёков на что-то ужасающее – на экране царят торжественные настроения, что подчёркивается соответствующим музыкальным оформлением. При таком раскладе даже становится обидно за то, что благодаря жанровой идентификации, последующие события неожиданностью для нас не станут, хотя создатели всячески пытаются подчеркнуть этот контраст и показать, насколько зловеще может выглядеть ситуация, вышедшая из-под контроля. К сожалению, общая вторичность сюжетной линии существенно гасит этот эффект. Тем не менее, картина в своих узких рамках оказывается вполне способна вести себя изобретательно. В первую очередь, конечно, это касается общего концепта с прицелом на «реализм». Естественно, как и в любом развлекательном кино, здесь есть масса допущений, но каждому сюжетному изгибу создатели пытаются найти более-менее вменяемое обоснование и плюс к этому не спекулируют жёсткими сценами. Кого-то такая сдержанность может разочаровать, но факт остаётся фактом: крови в фильме очень мало, а каких-то ужасающих зверств на экране практически нет вообще. Но есть несколько эпизодов, удачных в психологическом плане и пугающих похлеще пресловутых анатомических подробностей. Создатели пытаются действовать более тонко – поначалу это удаётся, но во второй половине напряжённые эпизоды понемногу теряют былое разнообразие. Тут, опять же, сказывается вторичность общего концепта: мы знаем, к чему всё идёт, и даже можем предположить, кто из героев доживёт до финала, а кто окажется менее везучим.
В трейлерах инопланетную сущность всячески пытались скрыть от наших глаз, ограничиваясь более расплывчатыми формулировками, но вряд ли у кого-то были сомнения касаемо того, чем в итоге обернётся это самое «величайшее открытие» для героев. В сложившейся ситуации, от фильма не имеет смысла ждать каких-то лихих сюжетных поворотов; однако же «местный» саспенс он способен генерировать на вполне приличном уровне, так что к триллер-составляющей претензий нет. К тому же, картина подкупает своим сеттингом: речь идёт как о детально воссозданных декорациях МКС, так и о том, что всё действие разворачивается в невесомости. Последний фактор выгодно выделяет ленту из многочисленных собратьев по survivor-жанру, поскольку он определяет не только действия персонажей, но и, разумеется, действия Кэлвина – и это выглядит очень занятно. Так что как приятное ни к чему не обязывающее развлечение, «Живое» себя оправдывает и вполне способно пощекотать нервы: стильно, бодро и со вкусом.
Василий Марин
В кинотеатрах с 23 марта