ПРАВИЛА СЕКСА (THE RULES OF ATTRACTION)
Жанр: триллер, комедия, мелодрама, драма
2002, Германия-США, 110 мин.
Режиссер: Роджер Эвери
В ролях: Джеймс Ван Дер Бик, Шаннин Соссамон, Джессика Бил, Кип Парду, Кейт Босворт, Иен Сомерхолдер
Обычная тинейджерская вечеринка на задворках состоятельного университета Кэмбдон: секс, наркотики, рок-н-ролл. Три понятия разгульной жизни идентифицируются с тремя основными персонажами – Лорен, Пол, Шон. Однако в действительности это коллаж, устоявшийся архетип прокуренного хиппи в размалеванной футболке. Как говорил «леоновский» Стэнсфилд Бессона – «Надо всего лишь прислушаться». Жуки жужжат, и они лишь некоторые из многих.
«Правила секса» – второй роман Эллиса, очумелая авторская подноготная типичного американского учебного заведения для богачей 80-х. Еще не смолкли «Duran Duran», а Билли Айдол со своим хитом «Dancing With Myself» (танцуя с самим собой), звучащий в середине пропитанного перегаром, алкоголем, наркотиками и беспорядочным сексом текста, является обледенелым, бесчувственным катарсисом. Впрочем, его смысл в той или иной степени для читателей многолик, а кирпич прозаика только-только занесся над затылком современников, чтобы хирургически обрисовать истинное лицо престижного университета. Университета, прекрасного в своей беспечности, но абсолютно пустого, как в душах, так и в знаниях. Но когда шестеренка крутанет руку судьбоносного голема с кирпичом, будет уже поздно. Возникшая пустота никогда не иссякнет.
Постановщиком фильма самого неэкранизируемого романа знакового постмодерниста (это, в целом, можно отнести ко всему творчеству Эллиса, и в этом парадокс любви к экранизации его произведений) выступил Роджер Эвери. Приятель Тарантино, соавтор «Криминального чтива», Эвери показал себя с лучшей стороны, отойдя от гангстерских, сатирических кинобаек. Режиссер представляет характер детища Эллиса на примере молодежной мелодрамы: удачные темпоральные находки по прямой аналогии с параграфическим повествованием книги, должный настрой с первого же акта (как сценического, так и полового). Три главных персонажа: девственница Лорен, мачо Шон и гей Пол. Как это водится, в оригинале все немножко по-другому. Лорен давно потеряла благочестие, Шон, торгующий наркотиками, свою дрянь тоже мастак принять, а Пол – бисексуал, на заре половой жизни встречавшийся с Лорен.
И так со всем сценарием. Муравейник второстепенных героев с какой-то стороны сужен, с какой-то переработан, но шалунишка Эвери знает толк в собственной истории и имеет хороший вкус в постановке определенных сцен. Дело в том, что режиссер избрал для «Правил секса» на целлулоиде определенный жанр и не отступает от него ни на минуту, в то время как роман Эллиса – трагическая история не любви, но взаимоотношений, а того еще хуже – пронзительная баллада о внутреннем одиночестве людей, забетонированная печатными буквами на белых страницах. Эвери более приземист: ему, как, впрочем, и зрителю, достаточно эффектных видеоклипов, необычных приемов съемки, коих тут целый вагон, и симпатизирующих персонажей. Неважно гей ли это, наркоша, больной СПИДом или подстилка для футбольной команды. Шанс, что время сотрет все грехи, не исчезает навсегда, ведь завтра не умирает никогда.
Несмотря на весомое препарирование и штопку текста Эллиса, под нож попали некоторые пасхальные яйца. Так, например, одна глава книги полностью принадлежит брату Шона Бэйтмена – Патрику. Упущен и факт гомосексуальной наклонности Шона. Дело в самом герое – в книге он дает трактовку событий, противоположенную Полу, вернее просто упускает момент взаимоотношений с ним. Выдумал ли это Пол Дентон? Может быть. Но следующее произведение Эллиса приоткроет завесу тайны клана Бейтманов.
«Правила секса» (верным переводом будет «Правила привлечения») в отличие от романического оригинала – немного сатиричная и довольно поучительная любовная история в кубе. Но, как уже было сказано, стоит приготовиться, что эта история не о любви. Так уж повелось. Разочароваться намного проще, чем полюбить. Посмотрите на вашу половинку, может, там тоже притаилась бездна.
Стас Селицкий