ИНФОРМАТОРЫ (THE INFORMERS)
Жанр: драма
2008, США-Германия, 98 мин.
Режиссер: Грегор Джордан
В ролях: Джон Фостер, Остин Николс, Эмбер Херд, Лу Тейлор Пуччи, Мел Райдо, Билли Боб Торнтон
Книга Эллиса «Информаторы» представляет собой сборник коротеньких, написанных в разное время рассказов, повествующих о жизни абсолютно отстраненных от обычного общества героев. Набор персонажей – как на подбор – настоящий парад уродов. Убийцы, похитители детей, педофилы, психи, морально-разложившиеся фигуры, богачи, теле- и кинозвезды, кумиры миллионов и прочая элита общества. Но, несмотря на такое расслоение по социальному признаку, герои, на самом деле, мало чем отличаются друг от друга, представляя собой собирательный образ всех самых мерзких, низменных и недостойных качеств, присущих человеку. И в большей своей части они – лучшие представители человечества. Те, на кого равняется огромная часть населения этой бренной земли. Однако самим героям глубоко плевать на всех других людей – они для них просто существуют. Им плевать на близких, друзей, знакомых, а также на общественные нормы и устои. Они беспринципны, для них нет ничего святого. Все, что для них на самом деле важно – что сегодня одеть, какую еду заказать, где бы раздобыть наркотики, и с кем сегодня переспать.
Здесь довольно показательно начало книги/фильма, где одного из персонажей (Брюса) сбивает машина. Сцена выступает исключительно в роли катализатора происходящих событий, да и просто, чтобы ввести зрителя в курс дела. Плевать, что он мертв, ведь жизнь продолжается, и тебя это не касается, а самое ужасное в его смерти – дурацкая музыка, играющая на похоронах. А вот что действительно важно – на какой фильм сходить сегодня вечером. Некоторые сцены из первоисточника в ленту решили просто не вставлять, а часть из них подверглась неслабой переработке. В частности, в финальную версию не попали эпизоды с нечистью, представленные в книге, однако и без них герои выглядят настоящими упырями, которым чуждо все человеческое. По сути, они – живые мертвецы, давно переставшие дышать нормальной жизнью.
Что касается переноса книги на экран в целом, то здесь также возникает ряд спорных моментов, один из которых тот, что сатирическая и ироническая окраска первоисточника стала слишком отстраненной и депрессивной, в результате чего картина воспринимается излишне драматично. Но, несмотря на это, к героям нет никакого сочувствия, и к их мерзким натурам неприменимо понятие «жалость».
Действие фильма закреплено между несколькими персонажами, главного из которых выделить затруднительно. Однако два героя кардинальным образом отличаются ото всех. Это дуэт Ренфро и Рурка, которые поначалу могут показаться явно лишними и вставленными исключительно ради пары «кровавых» сцен, но, если вдуматься, они здесь абсолютно «в тему». Да, оглядываясь на первоисточник, сюжетная линия данных персонажей изменена практически подчистую, но при этом Ренфро и Рурк, отлично играя на контрасте, отчетливо выявляют разницу жизненных приоритетов богемы и низших слоев.
Сам же фильм нетороплив и расчетлив, чем вступает в полную противоположность той панораме, которую наглядно раскрывает, и от этого, что характерно, становится гораздо легче понять принципы той жизни, которую показывает нам картина. Она начинается ни с чего и заканчивается ничем. Хотя, если немного поразмыслить, начинается она со смерти и заканчивается тоже смертью. А смерть для героев не несет никакой трагедии. Плевать на то, что близкий тебе человек умирает, лежа на пляже, жизнь-то продолжается. А солнца и действительно больше нет. В конце концов, все уходят. Exeunt Omnes.
Занавес.
Юрий Хамнаев