ТЁМНАЯ БАШНЯ (THE DARK TOWER)
2017, США, 95 мин.
Жанр: ужасы, фантастика, фэнтези, боевик, приключения, вестерн
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кранц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли
В современном Нью-Йорке происходит череда сильных землетрясений, истинную природу которых может понять только двенадцатилетний Джейк Чемберс. Мальчик, недавно потерявший отца, видит необычные сны – странника в пустыне, Человека в чёрном, людей с фальшивой кожей и огромную башню, которую то и дело сотрясают бьющие по ней лучи энергии. В другом, странном мире почти что проиграна война между светом и тьмой, в реальном же Джейка насильно отправляют в психиатрическую клинику. Успев ускользнуть от отправленных за ним преследователей, мальчик находит способ попасть из знакомого Ключевого мира в полный опасностей Срединный, где встречается лицом к лицу с людьми из своих видений. И в первую очередь – со стрелком Роландом.
«Тёмная башня» напоминает скорее прошлогодний «Дом странных детей» (разве что без романтической линии), чем перенесённый в кинематографическое пространство opus magnum Кинга: в наборе – заброшенные особняки, спрятанные порталы и не слишком изощренные драматические переживания. И в общем-то фильму Николая Арселя идеально подходит не то определение, не то формула типичного голливудского проекта: звёздный состав и крайне стерилизованное содержание. Что удивительно как минимум по двум причинам. Во-первых, несмотря на не слишком внушительное режиссерское прошлое, датчанин значится сценаристом нескольких крупных скандинавских проектов, в числе которых, например, оригинальная «Девушка с татуировкой дракона» и криминальная трилогия «Мистериум». И факт этот по идее должен являться гарантом того, что помимо обладания каким-никаким художественным вкусом и авторским видением, человек неплохо разбирается в законах драматургии.
Вторая причина – чрезвычайно скудный антураж, что неприятно удивляет ещё больше и выглядит особенно парадоксально даже без бэкграундных знаний о монументальности первоисточника. От «Америки Дикого Запада» не осталось практически ничего (нельзя же всерьёз считать револьверы основным параметром для жанра вестерна), на ужасы «Башня» не тянет из-за совершенно микроскопических вкраплений саспенса, научная фантастика завязана в основном на порталах, поскольку в действии периодически фигурируют генераторы, а фэнтези проявляется в феномене «междумирья» – даже так называемая «магия», если не брать в расчет Человека в чёрном, не уходит слишком далеко от шаманства и средней руки «видений». Вообще знаний о мире (а точнее мирах) даётся возмутительно мало: пара визуальных и пара вербальных отсылок, ни больше ни меньше.
Определённо в «Тёмной башне» можно отыскать и плюсы: отличный визуал, периодически вспыхивающая между персонажами искра, мелкие фишки вроде фокусов с экспресс зарядкой оружия, и, все же, несмотря на некоторые недочёты, основной актёрский состав, из которого сильнее всего хочется выделить эпизодического Джеки Эрл Хейли, и, конечно, МакКонахи, порядком оживляющего происходящее. Но, к сожалению, слишком часто даёт о себе знать упрощённая, сведённая практически к абсолютному минимуму драматическая составляющая. В фильме по сути существует одна сюжетная линия, не имеющая каких-либо значимых ответвлений, и даже при таких условиях до конца не раскрываются ни персонажи, которые остаются сугубо схематичными (хотя опять же МакКонахи, в герое которого проскальзывают психопатичные нотки, явно выигрывает на фоне Эльбы), ни их отношения друг с другом. Особого эпика ждать не приходится, несколько редких и в общем-то стандартных шуток о разнице между мирами не способны удовлетворить потребность в качественном развлечении, а звучащий нелепо и пафосно тройной рефрен очевидно слишком объёмен для фильма, чей хронометраж лишь ненамного превышает полтора часа (и это вместе с титрами).
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 3 августа