ТУРЕЦКИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ (TURKS FRUIT)
1973, Нидерланды, 112 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Пол Верховен
В ролях: Моник ван де Вен, Рутгер Хауэр, Тонни Хюрдеман
Когда рассматриваешь творчество Верховена глазами беспристрастного критика, становится особенно очевидно, что его режиссёрский стиль – это удел людей с весьма крепкими нервами. Ибо режиссёр всегда ценил такую правду жизни, где присутствует насилие, секс и чёрный юмор – а в идеале всё вместе. Недаром его до сих почитают одним из самых скандальных и провокационных постановщиков современности – да ведь и есть за что. Достаточно обратиться к рассматриваемому фильму – «Турецким наслаждениям», в котором обнаженки и откровенных сексуальных сцен столько, что впору вешать на него клеймо «софт-порно» и ограждать от экранов зрителей моложе 16 лет. Таково, пожалуй, будет первое впечатление.
А между тем «Турецкие наслаждения» – один из самых известных фильмов Верховена, да и вообще одна из самых значительных лент в истории голландского кино. Более того, смело можно сказать, что те, кто интересуется ранним, «доголливудским» периодом творчества режиссёра, не должны пройти мимо этой картины, ведь она в некотором смысле квинтэссенция творчества Верховена. Именно в ней наиболее ярко выражены те черты, которые принесли ему славу – хулиганский, даже циничный юмор, откровенность и раскованность (с некоторым налетом эпатажа), и вместе с тем – неподдельная искренность и симпатия к героям. Верховен, при всём своём молодецком задоре, режиссёр – тонко чувствующий и эмоциональный, и эти качества невозможно не почувствовать и не оценить – даже если сначала вас и напугает откровенность ленты.
В центре фильма – история сложных взаимоотношений двух молодых людей, Эрика и Ольги. Их отношения, начавшись с ни к чему не обязывающего секса, постепенно перерастают в настоящее чувство, но, увы – жить долго и счастливо, и умереть в один день им, кажется, не суждено. Такую вроде бы незамысловатую историю Верховен рассказывает удивительно нежно и искренне, а, благодаря проникновенным актёрским работам, героям веришь, и, что немаловажно – переживаешь за них, как за родных.
«Турецкие наслаждения» сложно причислить к одному, строго определенному жанру, ибо здесь всего понемногу – и комедия, и драма, и мелодрама. Много в них и сексуальных сцен – куда уж без них (у Верховена вообще по пальцам одной руки можно пересчитать фильмы, не содержащие обнажёнку). Но в этой картине эротические эпизоды смотрятся никак не вульгарно. Наоборот – порой даже кажется, что без них фильм бы потерял в выразительности. В конце концов, рассказанная история очень жизненна, а секс – он, как ни крути, часть нашей жизни. И ведь именно с секса начались отношения Ольги и Эрика.
Говоря о героях, никак нельзя обойти вниманием тот факт, что Верховену в этом фильме очень повезло с актёрами. В первую очередь – конечно, с Рутгером Хауэром, ставшим его любимцем. Молодой Рутгер обладал не только талантом, внешними данными и харизмой – он ещё был человеком немалой актёрской смелости; всё это вкупе и позволило ему на долгое время стать «альтер-эго» постановщика, воплощая на экране все подчас откровенно провокационные образы, которые предлагал ему Верховен. Взять хотя бы роль Эрика – думается, никто не будет отрицать, что образ этот весьма непростой, ведь актёру предстояло не только расхаживать по экрану в первозданном виде – прежде всего ему предстояло показать чувства и переживания героя. А эмоции, овладевающие Эриком по ходу фильма, очень разнообразны – тут вам и злость, и бахвальство, и отчаяние, и непонимание… Если поначалу главный герой кажется этаким повесой, прожигателем жизни, то ближе к финалу он будет вызывать самое горячее сочувствие, ибо его характер, его образ постепенно раскрывается всё больше.
Самых высоких похвал заслуживает так же и исполнительница роли Ольги, голландская актриса Моник ван де Вен, ныне известная лишь узкому кругу зрителей. Учитывая, что Ольга – персонаж весьма непростой, можно даже сказать, взбалмошный, актриса сумела наделить её некой человеческой теплотой и обаянием. Кроме того, Моник и внешне очень привлекательна, она естественно смотрится в паре с Хауэром (впрочем, это неудивительно – по слухам, на съёмочной площадке у актёров был страстный роман, что, возможно, и сказалось на фильме – по крайней мере, «химия» между ними чувствуется нешуточная!). Но главное всё-таки в этих героях то, что они – живые люди, переживающие те эмоции и чувства, которые знакомы, пожалуй, каждому из нас. Именно поэтому история их отношений, а главное, финал картины безумно трогает и надолго остаётся в памяти.
Кстати, именно из-за таких вот фильмов Верховен в своё время будет вынужден покинуть родную Голландию и перебраться в Голливуд, где, как может показаться на первый взгляд, больше свободы слова и возможностей самовыражения. Его судьба в Голливуде – предмет особого рассмотрения и к данному фильму отношения не имеет. Важно то, что Верховен бежал из своей страны чуть ли не с клеймом порнографа – во многом благодаря «Турецким наслаждениям». Прошли годы, и на фоне многих современных фильмов эта лента выглядит достаточно безобидно. Время смыло скандальную шелуху, и современный зритель, которого откровенными сценами уже не напугать, сможет увидеть в «Наслаждениях» то, что изначально и было заложено в фильм – красивую историю о несправедливости жизни и о любви, которая сильнее этой несправедливости. Ведь, в сущности, Верховен – вовсе не какой-нибудь злостный циник и пессимист. Он верит в то, что принято называть настоящей Любовью. Он ценит это чувство, даже если оно приносит горечь и боль. По «Турецким наслаждениям» это особенно видно. Возможно, именно поэтому в своё время этот фильм был признан лучшей голландской картиной за всю историю кино, и тот же Голливуд весьма лестно отозвался о работе Верховена, выдвинув её на «Оскара» в категории «лучший иноязычный фильм».
Александра Яковлева