Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Кити-вертихвостка
Автор: Виталий ГиронДата: 14.09.2016 11:53
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

КИТИ-ВЕРТИХВОСТКА (KEETJE TIPPEL)
1975, Нидерланды, 100 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссёр: Пол Верховен
В ролях: Моник ван де Вен, Рутгер Хауэр, Андреа Домбург

Третья полнометражная работа Пола Верховена «Кити-вертихвостка», снятая на волне международного признания его предыдущей ленты «Турецкие наслаждения», повествует о нелёгкой судьбе полуграмотной деревенской девушки, которая занимается проституцией в трущобах Амстердама и после череды горьких испытаний пробивает-таки себе дорогу в высшее общество.

Сюжет для кино расхожий, но в данном случае основанный на реальных фактах из биографии голландки Корнелии Убертины Дофф (1858 – 1942), которая позже написала роман-трилогию о трудных годах жизни своих близких под псевдонимом Ниил Дофф. Первая часть её семейной хроники – «Дни несчастий и голода», – где автор вывела себя в образе главной героини Кити, в 1911 году претендовала на престижную литературную премию братьев Гонкуров. Книга осталась без награды из-за разбежки всего в один голос, но это не помешало сделать Дофф успешную литературную карьеру и даже прослыть истинно пролетарской писательницей. До сих пор не установлена подлинность факта, была ли Корнелия Убертина Дофф действительно номинирована за свои труды на Нобелевскую премию или это – лишь слухи, активно раздуваемые прессой, после шутливо-недоуменного возгласа французского критика Тибо-Герсена: «Когда же Нобеля дадут простой, но гениальной Дофф?» Как бы то ни было, но в титрах картины Верховена упоминание о Нобелевской награде осталось, а вот настоящее имя писательницы, увы, так и не было названо.

В своих предыдущих лентах «Дело есть дело» и «Турецкие наслаждения» Верховен уже зарекомендовал себя как режиссёр, склонный к лёгким стилистическим вывертам и эпатажу. Однако при всей откровенности и даже натурализме, «интимные сцены из частной жизни обывательского строя» не вызывали чувство неловкости, благодаря добродушному подтруниванию автора над своими не в меру темпераментными героями, которые совершают все новые и новые романтические безумства. В «Кити-вертихвостке» незатушеванный эротизм присутствует в строго определенных пропорциях и органично вписывается в эстетизированную атмосферу действия. По большому счёту, средний план с эрегированным половым органом насильника Кити и корректно поставленный эпизод с мастурбирующей сестрой главной героини – единственные «вызывающие» моменты во всей этой более чем полуторачасовой ленте.

Основной упор Верховен делает на обретение независимости и материального благосостояния напористой провинциалкой, которая остра на язык, решительна в поступках и знает себе цену. Верховен помещает описываемую историю в контекст извечной дифференциации человеческого общества, где переход из одного классового строя в другой возможен (и даже закономерен) лишь в «статусе вертихвостки».

Фильм балансирует на грани грустной комедии и полубиографической мелодрамы с лёгкой исторической подоплёкой, но по большому счёту его вряд ли можно назвать особым достижением для голландского кино середины 70-х годов. Над картиной работал практически тот же коллектив, что и на «Турецких наслаждениях», – продюсер Роб Ховер, драматург Херард Сутеман, оператор Ян де Бонт, композитор Рохьер ван Оттерлоо и дуэт исполнителей Моник ван де Вен/Рутгер Хауэр. Причём, в американской версии, сокращённой почти на 9 минут, Хауэр был указан в титрах первым, хотя впервые появился на экране лишь на 28-й минуте фильма. Центральное место в «Кити-вертихвостке» принадлежало Моник ван де Вен. Для неё фильм стал дебютом в кино (видимо, благодаря замужеству за Яном де Бонтом, брак с которым распался спустя ровно 15 лет) и именно её трогательная, искренняя игра во многом поспособствовала благожелательному восприятию этой, в общем-то, сентиментальной ленты. В отличие от своего коллеги Хауэра, Моник ван де Вен, увы, международной карьеры не сделала и для многих современных ценителей кино, скорее всего, осталась в памяти лишь, как «одна из двух актрис раннего Верховена»…

Виталий Гирон
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 315 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio