ЗАВОДНЫЕ (SPETTERS)
1979, Нидерланды, 120 мин.
Жанр: спортивная драма, мелодрама
Режиссёр: Пол Верховен
В ролях: Ханс ван Тонгерен, Рене Саутендейк, Тоон Агтерберг, Мартен Спаньер
Пятая полнометражная картина Пола Верховена «Заводные» является, пожалуй, итоговым словом в его режиссёрском анализе проблем и ценностей бесшабашного молодого поколения, которое «и жить торопится, и чувствовать спешит». Поставленный по сценарию своего постоянного коллеги Херарда Сутемана и не указанного в титрах Яна Волькерса (кстати, автора романа «Турецкие сладости»), фильм рассказывает о жизни троих друзей – Рина, Эйфа и Ханса, – которые увлекаются мотоспортом, грезя о славе чемпионов мира. Внезапно в их городке появляется сексапильная красотка Фетье, продавщица жареной картошки и пирожков в передвижном трейлере. Дерзкая и расчетливая Фетье по-своему влияет на судьбы друзей и в какой-то мере заставляет каждого из них переосмыслить своё существование, где тщательно взлелеянные мечты жестоко разбиваются о цинизм и равнодушие окружающего мира.
«Заводные» – самая горькая и жёсткая лента раннего периода Верховена. В ней почти нет места той очаровательной иронии, которая выгодно оттеняла, в общем-то, трагическую историю, рассказанную в «Турецких сладостях». В своей пятой работе Верховен, по меткому мнению критиков, показывает всю растерянность молодого поколения, не ведающего как дальше жить, если Вертихвостка-Удача неожиданно поворачивается спиной, а скрытые, тайные комплексы вдруг выходят наружу и полностью ломают доселе непоколебимое мировосприятие.
«Заводные» стали для Верховена в какой-то мере переломными. Его последняя лента, снятая на родине, экзистенциальная библейская притча «Четвёртый мужчина» словно бы подводила итог экспрессивного, по-юношески задорного творчества режиссёра, который в своих произведениях бросал вызов общественной морали, но благодаря своему таланту кинематографиста всегда чувствовал ту зыбкую грань, когда свободомыслие ещё не переступает границы бульварного памфлета, а эпатаж не выливается в провокационную скабрезность.
Симптоматично, что на главные роли в «Заводных» Верхувен пригласил малоизвестных, а то и вовсе не снимавшихся ранее актёров (его соратники Рутгер Хауэр и Йерун Краббе исполняют в ленте эпизодические, но всё-таки очень важные для сюжета роли). Потому особого внимания в ленте заслуживает точная, без малейшего перехлёста, игра слаженного актёрского ансамбля, в котором, безусловно, солирует эффектная Рене Саутендейк в роли Фетье. Камера немецкого оператора Йоста Вакано (так сказать, «соперника» Яна де Бонта, ибо Верховен на протяжении своей карьеры попеременно предпочитал работать исключительно с ними двумя) буквально любуется актрисой, подчеркивая и ее сексуальные внешние данные, и яркое, безыскусное лицедейство. Роль в «Заводных» стала для Саутендейк настоящей предтечей к образу Кристины – т.н. «женщины-паучихи» в «Четвёртом мужчине». И эти две роли неразрывно связаны между собой, будто бы заранее предопределяя амплуа самой актрисы.
К сожалению, после совместной работы с Верховеном Рене Саутендейк особой популярности не снискала и после нескольких малоудачных ролей (включая роль женщины-робота в провальном полуфантастическом голливудском боевике «Ева-разрушительница») окончательно перешла на телевидение. Куда драматичнее сложилась судьба Ханса ван Тонгерена, сыгравшего Рина, – первого возлюбленного Фетье, который после автокатастрофы на гонках остался инвалидом. После вполне успешного дебюта 27-летний актёр неожиданно для всех покончил с собой, успев сняться лишь в 2-3-х малозначительных фильмах…
Виталий Гирон