Роджер Джордж Мур мог бы отметить 14 октября этого года своё 90-летие, но не дожил до него считанные месяцы.
РОДЖЕР МУР
Этот британский актёр не очень известен в нашей стране. Все помнят его в большинстве случаев по роли агента 007 Джеймса Бонда в семи фильмах, хотя и в этом качестве после Пирса Броснана и Дэниела Крэйга он оказался несколько подзабыт. А между тем, стоит признать, что он достоин уважения за свой актёрский талант не меньше, а может быть даже и больше, чем многие его современные британские коллеги. Удивительный человек, который, несмотря на перипетии личной жизни, нёс радость зрителю в кино и шёл по жизни смеясь...
В 1950-е годы, будучи молодым, Мур играл романтические или лирические роли, которые в следующем десятилетии сменились «героями» – например, Саймоном Тамплиером, эдаким положительным супервором из долгоиграющего сериала «Святой», а в самом начале 70-х блестяще сыграл в дуэте со знаменитым Тони Кёртисом в детективном сериале «Сыщики-любители экстра-класса». Эти образы словно готовили Мура к роли агента 007 Джеймса Бонда, но только вот контракт на телевидении не давал возможности её сыграть – шло время и Шон Коннери успел появиться в роли суперагента в шести фильмах, уйдя и вернувшись в проект, дав занять место Джорджу Лэзенби на один фильм. Но вот Коннери в 1971-м снова стукнул дверью, и Альберт Брокколи с Гарри Зальцманом, будучи продюсерами, стали думать и придумали: позвали Роджера Мура, который почти десять лет назад мог занять место исполнителя главной роли. Так начался путь Мура уже в мировой кинематограф, к мировой известности.
Бондиана, безусловно, является достижением в его кинокарьере. Именно благодаря ей он получил совершенно иной статус актёра. «Живи и дай умереть» (1973), «Человек с золотым пистолетом» (1974), «Шпион, который меня любил» (1977), «Мунрейкер» (1979), «Только для ваших глаз» (1981), «Осьминожка» (1983), «Вид на убийство» (1985) — каждый из этих фильмов лишь укреплял славу и авторитет Мура. Он оказался, наряду с Шоном Коннери, самым долгоиграющим исполнителем этой роли – на момент съёмок последнего фильма ему исполнилось 57 лет, и когда сценарий следующего фильма «Искры из глаз» уже был подготовлен, на премьере «Вида на убийство» в 1985 г. Мур сам публично объявил о своём уходе, хотя последние три фильма не раз шёл на разные уловки, чтобы остаться в франшизе (от согласия на меньший гонорар до пластической операции на лице, омолодившей его) и не быть вытесненным, например, подававшим надежды молодым Пирсом Броснаном, который в итоге всё-таки станет если не четвёртым (как Тимоти Далтон), так пятым исполнителем этой роли. Впрочем, всё это детали.
Сам образ Бонда-Мура был своеобразен, и во многом тому способствовало его желание, ставшее необходимостью, поставить на другую карту, нежели его коллега и хороший друг Шон Коннери, – сыграть не обаятельно-устрашающий типаж, а скорее бравый и... ироничный. Шутки в стиле английского юмора стали обычным делом в репликах Бонда, улыбка агента 007, порой даже слишком широкая, часто мелькает в кадре, а подыгрывают шпиону на втором плане персонажи явно комического толка – вспомнить хотя бы огромного наёмного убийцу-силача по прозвищу «Челюсти» в «Шпионе...» или «Мунрейкере», шерифа Джей Дабл-ю Пеппера из «Живи и дай умереть» и «Человека с золотым пистолетом» и других подобных героев. От фильма к фильму Мур всё больше углублялся в своих юмористических изысканиях, и потому зритель может порой забыть, что смотрит остросюжетный боевик, приняв его за боевик комедийный. «Вид на убийство» в этом смысле даже явился апогеем смеха. В чём же причина? Только ли в том, что массовый зритель это приветствовал, а кассовые сборы росли?
Наверное, в этом есть и какая-то лёгкость характера самого Роджера Мура, его стремление подойти несерьёзно к очень, в общем-то, серьёзной и несмешной роли человека, который имеет «лицензию» с правом убивать, готов пойти на всё ради выполнения задания секретной службы. Но Шон Коннери уже показал всю эту серьёзность характера агента 007, более того, в конце концов, он сам заявлял в интервью, что такой «опасный» Бонд его настораживает, что ему не нужна популярность в роли такого «нехорошего» персонажа. А Мур подошёл к этому иначе – он показал Бонда как человека сколь стремительного и жёсткого, столь просто и с юмором относящегося к непростым ситуациям, в которые он попадает. И в этом неповторимость его образа, заслуга в бондиане.
Но бравого героя сэр Роджер играл не только в известном шпионском боевике. Были и другие, не менее интересные в этом жанре фильмы с его участием. Взять хотя бы фильм «Палачи» 1976 г. – в роли адвоката Улисса он вместе с автогонщиком расследует дела своей семейной итальянской мафии, связанные с контрабандой наркотиков, весь фильм вступая в драки, погони, перестрелки и не теряя при этом обаяния в диалогах, даже приобретая некий драматизм ввиду неожиданной развязки, представленной в картине. Но и он, драматизм, кончается незатейливой шуткой, несущей в себе простую истину, – что ж, так в жизни тоже бывает, куда деваться! В «Бегстве к Афине» 1978 года действие происходит в оккупированной немцами Греции в 1944 году – и здесь, в столь же серьёзном фильме о мировой войне, о том, как бежавшие от натиска союзных войск нацисты хотели украсть все культурные богатства греков, перевозя их к себе в Германию, он играет немца, коменданта трудового лагеря, в котором уже созрело греческое Сопротивление, но что мы видим? Юмор и непринуждённость, а вовсе не яростную жестокость и бесчеловечность этого майора. Показанная, казалось бы, ещё в самом разгаре мировой войны, эта история заставляет зрителя не страдать, а переживать опасные, но интересные приключения вместе с героями. Впрочем, и для нотки памяти о войне здесь найдётся место – в самом конце фильма.
«Захват в Северном море», снятый в следующем году, смотрится уже гораздо серьёзнее. Впрочем, ситуация, в нём описанная, как была, так и остаётся популярной в кино – террорист захватывает какой-то важный объект или множество людей, а главные герои должны предпринять действия по спасению. Так и тут – герой Энтони Перкинса захватил буровую установку с сотнями рабочих, а Фолкс (Роджер Мур) занимается его нейтрализацией, причём, равных ему в искусстве побеждать противника найдётся не так уж и много. Стоит признаться, что наблюдать за противостоянием двух героев, талантливо сыгранных актёрами, доставляет удовольствие, хотя фильм не то чтобы средний, но кажется вполне себе обыкновенным.
По сравнению с «Бегством к Афине» гораздо более серьёзным фильмом о войне выглядит лента «Морские волки: Последняя атака калькуттской лёгкой кавалерии» 1980 года. Речь идёт о ветеранах аж англо-бурской войны рубежа XIX-XX веков, которые состояли в одном клубе ветеранов (реально существовавшем в Калькутте) и чья помощь действительно использовалась для ликвидации радиосвязи в Индийском океане между нейтральным судном и немецкими подлодками (что позволяло последним оставаться невидимыми на нейтральной территории, но подрывать чужие морские корабли, нанося урон союзникам). Группа этих ветеранов, которых играют известные актёры англо-американского кино – Грегори Пек, Дэвид Нивен, Роджер Мур и Тревор Ховард – отважно борется с врагом на суше и в море. Впрочем, будем честными и скажем, что Мур сыграл здесь скорее как приглашённый актёр – если Грегори Пек с отрядом таких же, как он, бойцов-ветеранов берёт на себя всю ношу по захвату злосчастного судна с радиопередатчиком, и это даётся ему непросто, то сэр Роджер надевает на себя бондовский костюм с бабочкой и щеголяет среди людей на роскошном приёме, который был дан как раз в самой кульминации происходивших событий. Правда, он, конечно, стреляет, но не так много и не так храбро, как в бондиане. С другой стороны, его ветеран войны получился не менее серьёзным, чем у его друзей, поэтому сэра Роджера можно похвалить и за эту роль.
Но это всё приключения, экшн, боевик, назовите это как угодно – та грань, что ещё более-менее нам известна, когда мы говорим о Роджере Муре. Но рядовой зритель, наверное, даже не подозревает о том, что актёр порой придавал своим ролям и драматические ноты, которые, однако, не выглядели наигранно, но были преисполнены если и маленькими, то весьма жизненными смыслами. Так, особо следует выделить роль Мура в фильме «Человек, который ловил самого себя» 1970 года. Снят он, кстати, в стиле знаменитого мастера триллера и саспенса Альфреда Хичкока. Главный герой случайно узнаёт, что существует человек, который является его полной копией. Единственное, что порой помогает ему отличить себя от него, – разница в поступках, ведь двойник срывает все его планы. Но окружающие не могут различить их двоих, и потому герой становится жертвой обстоятельств... Или нет? Двойник встретит его и объяснит, в чём же его главная проблема в жизни. Кажется, в том, что нет какой-то непринуждённости, что человек сам связывает себя какими-то условностями, из которых потом не может выбраться, а он, двойник, своей успешностью демонстрирует это нашему герою, у которого всё из рук вон плохо. Фильм смотрится крайне интересно и держит в напряжении до конца, хотя публике он, стоит признать, неизвестен.
Другая, скорее, комедийно-мелодраматичная роль Мура – в киноальманахе 1980 года из четырёх новелл, снятых четырьмя режиссёрами, объединённых названием «Воскресные любовники». Мур играет в самой первой из них аристократичного англичанина, живущего в замке и не упускающего возможности закрутить роман с каждой понравившейся ему особой. Вот только герой однажды оказывается «разорванным на две части» между двумя женщинами – то одна, то другая желают его видеть, желают его заботы и чувств, а бедный и несчастный (и до чего смешной!) герой Мура ничего с этим не может поделать – сам ведь выбрал такой путь! Как и другие три не менее удачных киноновеллы, эта содержит в себе простой смысл – любовь бывает странной и нелепой, заставляет человека попадать в какие-то сложные жизненные ситуации, но относиться к этому нужно всегда непринуждённо, как ни в чём не бывало. Воспринимать эти любовные перипетии просто, а не сложно.
Весьма драматичен фильм «Сорвать маску» 1984 года, поставленный по роману Сидни Шелдона. Врач-психиатр узнаёт об убийстве своего пациента и начинает собственное расследование параллельно с полицией, которая подозревает его в совершении преступления, ведь убитый незадолго до смерти был у него на приёме... Захватывающий триллер с невероятно полной личной, душевной драмы игрой Мура. Врач – вдовец, он часто вспоминает о бывшей жене, и вдруг его подозревают в убийстве, вдруг его карьера может кончиться в один миг – и что с ним тогда будет? Отчаяние охватывает главного героя, который судорожно принимается за поиски убийцы и, находясь на грани между жизнью и смертью, приходит к поражающему его ответу на этот главный вопрос преступления. Поверьте, такого Роджера Мура вы ещё не видели!
Как не видели вы, скорее всего, и того Роджера Мура, который играл в фильме «Человек, который не хотел умирать» 1993 года. Он – писатель, использовавший одного осуждённого убийцу в качестве прототипа своей книги. Но некая женщина-экстрасенс, которая испытывает видения и является поклонницей писателя, понимает, что явленные ей сюжеты – события романа, которые потом происходят на самом деле! Вскоре убийца бежит из тюрьмы, якобы погибнув при пожаре. Писателю и экстрасенсу предстоит нелёгкая задача: опередить преступника, страстно желающего реализовать замысел всей книги, чтобы не допустить новых невинных жертв. Нельзя не отметить игру Малкольма МакДауэлла в дуэте с Роджером Муром – она делает фильм остросюжетным, захватывающим. Мур весьма старательно сыграл серьёзного, опасающегося за жизнь других людей, как бы пострадавших или могущих пострадать от его произведения, остроумного писателя. МакДауэлл – фанатичный преступник, не знающий границ и готовый на всё ради удовлетворения собственного чувства эгоизма, которое заставляет его идти на страшные преступления. Известный кинокритик Сергей Кудрявцев низко оценил киноленту, но она заслуживает внимания и более высокой оценки – это действительно весьма убедительный детективный триллер, возможно, конечно, несколько скомканный (стоило добавить хронометраж и расширить отдельные сцены), но в целом убедительный. Чего стоит финальная чёрно-белая сцена встречи писателя и убийцы, являющаяся последней по сюжету романа! Одним словом, детективный триллер.
«Комната с завтраком» 1991 года – другая интересная картина, содержащая в себе элементы драмы и мелодрамы. В неполной семье мать растит дочь, у которой начинается переходный возраст, а в голове сидят одни «амуры» и мечты о взрослой жизни. Само собой, это приводит к конфликтам. У кого такого не бывало? Но вот нежданно-негаданно на берегу моря девочка видит загадочным образом появившегося здесь мужчину... Странник не имеет приюта, и мать девочки соглашается, чтобы он пожил какое-то время у них. Мужчина (которого, как вы могли легко догадаться, играет Роджер Мур) влюбляется в женщину, а между тем доброжелательно и без назиданий даёт девочке советы о том, как стоит жить. Всё это помогает наладить отношения в семье – странник оказался подарком судьбы для этих людей. Девочка преодолевает все трудности своей подростковой жизни, находит молодого человека и, кажется, совсем счастлива. Наступает идиллия, но... в один день странник исчезает. Пронзительный взгляд героя Мура в конце фильма – чего он стоит! Ведь рушится в один миг его любовь. Но всё-таки не рушится то счастье, которое герой принёс с собой в эту семью и оставил в ней. Уходящий странник особенно сильно трогает чувства, когда понимаешь, что так же неожиданно и безвременно ушёл из жизни сам актёр.
Тем не менее, такие полноценные роли — редкость для актёра в те годы. Роджер Мур в 80-е и 90-е уходит от активной деятельности в кино: это происходит, в частности, потому, что он стал заниматься общественной, международной деятельностью, став в 1991 году Послом доброй воли ЮНИСЕФ и поставив своей целью привлечение внимания людей и сообществ к проблеме бедности в странах «Третьего мира». Тем не менее, в эти два десятилетия Мур если не полноценно играет, то мелькает в кино. Начиная с небольшого появления в «Гонках “Пушечное ядро”» 1981 года (чистой воды Бонд, только с большей порцией юмора ввиду крайне развлекательного и порой «безбашенного» характера фильма) и в «Проклятии розовой пантеры» 1983 года (ах, лучше бы его там не было – зачем, если инспектором Клузо «по классике» стал ушедший к тому времени из жизни Питер Селлерс?), Мур ушёл с «поста» роли агента 007 после тринадцати лет усердного укрепления его за собой (не напоминает ли нам этот процесс в «бондиане» хронологически и в сущности брежневскую стабильность в Советском Союзе тех лет?). В свои 58, получив статус всемирно признанного актёра, он, видимо, решил, что может не слишком тяготиться новыми ролями.
Взять хотя бы «Огонь, лёд и динамит» 1990 г. – его участие в фильме минимально, он лишь отец своих детей, завещавший участвовать в снежных соревнованиях, где их конкурентами будут его кредиторы, для которых выигрыш является единственным шансом отбить свои крупные денежки назад. Все перипетии гонок и соревнований описывать нет смысла – это стоит посмотреть, хотя, возможно, зрелище чисто на любителя экшна, а простой зритель может и устать от такого активного видеоряда. Впрочем, главное не это, а то, что дети долго не видели своего отца, а теперь он как будто бы умер, но на самом деле наблюдает за ними... не почувствуют ли они себя на финише после долгой и изнурительной борьбы с соперниками обманутыми собственным папой? Вот в чём вопрос – в отношениях детей и родителей, это главный смысл на первый взгляд сумасбродного и бешенного фильма, и привносит его своей весьма скромной ролью именно Мур.
«В яблочко!» того же года – комедийный дуэт Роджера Мура и его старого друга Майкла Кейна. Два агента ЦРУ против столь похожих на них двух учёных-физиков с целью присвоения их научного открытия себе – сюжет, более чем способствующий забавным ситуациям в кадре. Дуэт актёров получился весьма удачным, любопытно даже просто поглядеть на то, как мэтры кино, достигшие пенсионного возраста, пускаются в какие-то погони с оружием, не уставая при этом шутить! Мур по-прежнему старается выглядеть «молодым» на лицо и в действиях, хотя очевидно, что агент 007 в нём уже давно «ушёл в отставку». Одним словом, приятное кино, которое можно глянуть, если хочется расслабиться. Таким же является фильм «В поисках приключений» 1996 года, где Роджер Мур играет на втором плане, помогая тем самым исполнителю главной роли Жан-Клоду Ван Дамму, в те годы весьма успешному актёру в жанре «экшн». Вместе с Джеком МакГи сэр Роджер весьма солидно поддерживает юмористическую составляющую этой картины, противостоя отважному храбрецу Ван Дамма. А появляется он в кадре интересно — в старомодном костюме, на палубе корабля, стреляя из револьвера... кажется, он напоминает зрителю о каком-то герое из прошлого своей кинокарьеры, не так ли? Впрочем, фильм и без того замечателен.
Долгие годы Роджер Мур не играл таких ролей, которые могли бы не просто понравиться зрителю, а тронуть его. И всё-таки подобная кинолента появилась, правда, снова оставшись как-то в стороне от массового зрителя, – это «Принцесса на Рождество» 2011 года. Фильм исключительно лёгок, мелодраматичен и посвящён тому, как мечта простой девушки о счастье неожиданно сбывается под Рождество, когда её вместе с детьми, которых она с тяжёлым чувством сострадания воспитывает после смерти своей сестры, пригласил в гости в свой замок на каникулы далёкий некровный родственник – дедушка (он же Роджер Мур). Она встретила в замке молодого человека – племянника дедушки, который ей понравился, несмотря на то, что уже был помолвлен. Дедушка же оказался не очень рад гостям и поначалу не проявлял гостеприимства, однако, как ни странно, их, разных людей – его, девушку, служанку и детей – начало объединять одно очень простое дело: они вместе стали наряжать ёлку на Рождество. Казалось бы, что тут такого? Но между ними появилось взаимопонимание и уважение, а в итоге главной героине удалось завоевать симпатию дедушкиного племянника, который потом женится на ней. Эта история, воплощённая в фильме, выглядела бы слишком проходной и банальной, если бы не... Роджер Мур. Его герой, изредка появляющийся в кадре и отпускающий шутки в стиле классического английского юмора, в конце фильма всё-таки как бы признаётся в своей неправоте по отношению к гостье и говорит о том, что, если человек действительно во что-то верит, то его мечта рано или поздно сбудется. И так случилось с главной героиней – она обрела желанную любовь, дети получили полную и счастливую семью. Как сложится всё дальше? Мы не знаем, но довольный дедушка явно пожелал им всего самого хорошего.
Так получилось, что Роджер Мур ушёл из жизни, сыграв маленькую роль в фильме, который стал ремейком его собственного первого триумфа в кинокарьере, – речь идёт о сериале «Святой» 1960-х годов. Так вот, Саймон Тамплиер, он же «Святой», образ идеального вора, всего умеющего, со всем справляющегося и пользующегося успехом у противоположного пола, получил новое воплощение, выйдя на экраны летом 2017 года в формате полуторачасового фильма. Увы, случилось это уже после смерти Мура. Он появляется в роли одного из руководящих лиц могущественного «братства», у которого попросил помощи его подчинённый, разоблачённый преступник. Преступник говорит, что хочет исчезнуть, а герой Мура по видеосвязи на телефоне со слегка удивлённым и в то же время насмешливым лицом говорит ему: «Ну так исчезни!». Всего полминуты, но как приятно видеть его в кадре!
Впрочем, больше нам не увидеть сэра Роджера Джорджа Мура – он ушёл от нас 23 мая 2017 года, скоропостижно скончавшись после недолгой борьбы с тяжкой болезнью в кругу семьи. Последнее, что он успел оставить после себя, – мемуары «До встречи...», законченные им буквально за две недели до смерти. Демонстрировавший удивительно хорошее чувство истинно английского юмора на творческих встречах и вечерах, в телепередачах и в фильмах со своим участием, уходя от нас он, наверное, нисколько не сожалел об этом, ведь самое важное он уже сделал. А что важно? То, что сколь бы серьёзными, трудными, непростыми или курьёзными ни были жизненные ситуации, к ним стоит относиться легко, с насмешкой, действовать так, как будто проблем и вовсе нет, а так, одни лишь недоразумения. Эта философия – главное, что оставил нам Роджер Мур. Ведь он шёл по жизни смеясь!
Илья Стрекалов