САЛЮТ-7
2017, Россия, 111 мин.
Жанр: драма, триллер, приключения
Режиссёр: Клим Шипенко
В ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Виталий Хаев, Любовь Аксенова, Мария Миронова
«Салют-7», уже второй российский фильм про космонавтов, основанный на реальных событиях, вышедший в этом году – наше кино, как говорится, прорвало. Сравнение картин в таких условиях просто неизбежно. На стороне
«Времени первых» был дорогущий пиар от Тимура Бекмамбетова, история выхода в открытый космос Алексея Леонова, самого знаменитого советского космонавта после Юрия Гагарина, а также прокат в сезон весенних блокбастеров. Подвиг спасателей станции «Салют-7» не столь разрекламирован, а имена Владимира Джанибекова и Виктора Савиных могут вспомнить в основном лишь самые эрудированные жители нашей страны, большинство из которых лично слушали скупые новостные репортажи в 1985-м, естественно, заверявшие граждан в том, что полёт проходит в плановом режиме и беспокоиться не о чем – обычное дело.
А беспокоиться между тем было о чём. 11 февраля 1985 года прерывается связь со станцией «Салют-7», рассчитанной на пятилетнюю миссию на орбите. К тому моменту она пустует уже около полугода, а потому выяснить причины и масштабы поломки можно лишь на месте. Американцы в красках расписывают фиаско советской космической программы и пугают зрителей тем, что станция может упасть на территорию США. СССР в спешке отправляет на орбиту корабль «Союз Т-13» с экипажем из двух человек, в надежде починить станцию или в крайнем случае затопить её, т.к. США также готовит экспедицию к «Салюту-7». Естественно, допускать американцев до передовых отечественных технологий нельзя ни в коем случае, а потому ответственные космонавты до последнего рискуют жизнью и даже нарушают приказы, чтобы повысить шанс спасения станции.
С субординацией в фильме вообще всё очень плохо – капитан экспедиции лезет на рожон и лихачит, но героически добивается результата. По крайней мере, именно так это выглядит в фильме, а уж как там было на самом деле создателей не слишком интересует. По устоявшемуся мнению, советская техника всё равно должна чиниться с помощью молотка и какой-то матери – так чего нарушать эти священные заветы? Тем более, что о таких мелочах просто не успеваешь задумываться – лента довольно быстро запрягает, набирает скорость и вот уже мчится на космических скоростях: драматические сцены и неприятности сменяют друг друга, а техподдержка на Земле берёт паузу, чтобы разобраться в изменившихся обстоятельствах, периодически обнаруживая, что «абонент не абонент». «Время первых» полгода назад имел в своём активе куда больший хронометраж на развитие истории и раскрытие персонажей при равном бюджете и мог похвастаться несколькими зрелищными сценами, но продолжительность в 140 минут оказалась и ахиллесовой пятой проекта – уж слишком спокойно шли события в первой половине, да и высокохудожественные символичные вставки с полётами во сне пришлись по вкусу далеко не всем. У «Салюта-7» всё гораздо проще – 111 минут под завязку набиты сценами расставания и прощания, напряжённых совещаний с учёными и военными, разнообразными авариями и актами героизма в космосе. Никаких метафор и аллегорий, все разговоры исключительно по делу.
Порой возникало ощущение, что Клим Шипенко оглядывался на «Гравитацию» Альфонсо Куарона, стремясь «догнать и перегнать», показав как можно больше экстремальных ситуаций в условиях невесомости и позабыв о том, что его-то фильм имеет подпись «Основано на реальных событиях». Впрочем, это художественное кино, а не документальное, так что режиссёра можно лишь пожурить, а не ругать всерьёз. Тем более, что результат вышел более чем нестыдный – сцены в космосе вполне достойны того, чтобы расщедриться на билет в IMAX (хотя вот 3D откровенно слабое), и «Салют-7» можно назвать едва ли не самым зрелищным фильмом в российской истории (творения Бондарчука давайте оставим в скобках – вдруг нас читают дети?). Драматизм вполне себе на уровне, а о недостатке патриотизма и вовсе не может быть и речи – после просмотра хочется пойти и записаться в отряд космонавтов, служить Родине и разве что коммунизм не строить.
Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко смотрятся в своих ролях весьма уверенно, демонстрируя непростые и не всегда дружеские мужские отношения в космосе, а на земле их поддерживает саппорт в лице противоборствующих героев Александра Самойленко и Виталия Хаева, которые формально находятся на одной стороне, но расходятся в приоритетах спасательной миссии. Не вызывает нареканий и женский состав картины – персонажи Марии Мироновой и Любови Аксеновой прописаны схематично и едва ли полноценно раскрыты, ну так ведь зрителя ничто не должно отвлекать от подвига космонавтов. Кстати, о подвиге. Художественный вымысел в угоду зрелищности настолько глубоко проник в историю, что фамилии Джанибекова и Савиных не звучат вовсе – Вдовиченков и Деревянко обзавелись псевдонимами. Можно долго спорить о правомочности подобного приёма, но всё-таки, если уж в конце фильма появляется посвящение героям-космонавтам, то неплохо было бы этих самых героев раскрыть для широкого зрителя. Для кого-то это окажется лишь ложкой дёгтя в бочке мёда, для кого-то – ключевым моментом во всей ленте и поводом для критики проекта в целом.
«25-й кадр» не будет поддерживать ту или иную сторону, а скажет лишь, что у всех наших читателей есть доступ к интернету. И если уж вас заинтересовал реальный подвиг «простых русских мужиков» в космосе, то вы легко загуглите всю необходимую информацию. Ну а если желания не возникло, то и руками махать нечего – художественный фильм в первую очередь должен развлекать, и «Салют-7» справляется с этим на «отлично». Это, конечно, ещё не уровень «Гравитации» – против огромного бюджета, одинокой женщины и нон-стоп экшна без отрыва от космоса ни на секунду не попрёшь, – но уже что-то около того. Ну а если не верите, что российский киномейнстрим развивается семимильными шагами, просто взгляните на картину
«Гагарин. Первый в космосе», вышедшую в 2013 году, и сравните: что показал при сопоставимом бюджете Павел Пархоменко и что – Клим Шипенко. Отпадут любые вопросы.
Игорь Талалаев
В кинотеатрах с 12 октября