БОРГ/МАКИНРОЙ (BORG MCENROE)
2017, Швеция-Дания-Финляндия, 107 мин.
Жанр: спортивная драма, биография
Режиссёр: Янус Мец
В ролях: Шайа ЛаБаф, Сверрир Гуднасон, Стеллан Скарсгард, Тува Новотны, Бьёрн Гранат, Дэвид Бамбер
«Борг/Макинрой» датчанина Януса Меца – крепкая драма о людях, переживающих невыносимое внешнее внимание/давление, помноженное на внутренние страхи и сомнения. Спортивная ли это драма? Безусловно. Её авторы умело создали (или воссоздали) атмосферу колоссального спортивного напряжения, неспешно проникающего под кожу по мере приближения главного спортивного поединка и выматывающую, вплоть до физиологического изнеможения – созвучно состоянию героев – в кульминационном эпизоде.
Однако прилагательное «крепкая», предшествует, как правило, существительному «четвёрка»
(в нашем случае и 3,5 балла весьма крепкая оценка, – прим. ред.). Поскольку сценарию, сфокусированному исключительно на двух личностях и пропитанному их переживаниями, не хватило раскрытия самих личностей. И если путь Бьорна Борга – от взрывного подростка к хладнокровному профессионалу – проиллюстрирован (именно это слово, ни больше ни меньше) внятно, то причины, по которым тихий мальчик с задатками математического гения – Джон Макинрой – превратился в скандалиста, так и остаются где-то за кадром.
Прибавим к этому весьма не обоснованную и не менее ожидаемую «большую» ссору Борга с тренером (и «маленькую» – с невестой) накануне полуфинала. «Напряжение растёт, у героя сдают нервы, чувствуете?» – убеждает нас автор сценария Ронни Сандаль. «Ну, да», – с ухмылкой отвечает зритель. А про себя думает, что куда более сильные чувства вызывают остановившиеся, постоянно всматривающиеся вглубь себя самого, глаза Сверрира Гуднасона (Бьорн Борг), замершего, отсчитывающего свой пульс; как и мечущийся, ни на мгновение не успокаивающийся, цепкий взгляд Шайи ЛаБафа (Джон Макинрой), рвущегося к заветной победе – не в поединке, но над противном, чья слава не даёт ему покоя (ибо плох тот последователь, который не превзошел своего кумира).
Подытоживая, хочется сказать, что автору «Борг/Макинрой» можно простить сценарные огрехи за искреннюю любовь и восхищение игрой, способные за неполные два часа экранного времени заразить зрителя, заставить замирать и сопереживать, а после окончания фильма идти к выходу в истощении, будто ты сам только что сыграл финальный матч Уимблдона.
Константин Тищенко
В кинотеатрах с 5 октября