НА ГЛУБИНЕ 6 ФУТОВ (6 BELOW: MIRACLE ON THE MOUNTAIN)
2017, США, 95 мин.
Жанр: выживание в экстремальных условиях
Режиссер: Скотт Во
В ролях: Джош Хартнетт, Мира Сорвино, Сара Дюмон, Джейсон Коттл, Кейл Кали
«Я понял, что попал в настоящие неприятности,
когда стянул с себя носки:
мои ноги были местами фиолетовыми,
но в основном – совершенно чёрными».
Эрик Лемарк
Из песни слов не выкинешь. Как мы знаем, в хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей. Когда-то и Эрик Лемарк мог называть себя настоящим мужиком: будучи профессиональным хоккеистом, он играл за олимпийскую сборную Франции и даже стал олимпийским чемпионом. Но спортивная карьера – вещь быстротечная, и когда наступает момент повесить коньки на гвоздь, Лемарка одолевают страх и ненависть. Предавшись разрушительной, пассеистской ностальгии по славному адреналиновому прошлому, экс-чемпиону никак не удавалось найти своё место в скучном бесперспективном настоящем. На помощь приходит увлечение сноубордингом вперемешку с метамфетаминовой эйфорией, и вот уже жизнь не кажется столь никчёмной. Тяга к эфемерным радостям заносит Лемарка в Сьерра-Неваду – живописное место с заснеженными крутыми склонами – ну просто рай для сноубординга. Приняв утреннюю дозу прозрачных кристаллов, Эрик, теперь уже всемогущий, захватив MP3-плеер, мобильник и наркотики, отправляется на горные покатушки, игнорирует бурю, сворачивает не туда и теряется в заснеженной пустыне. Да начнётся же борьба за выживание.
Пока камера проносится над прекрасным, но устрашающе величественным горным хребтом восточной Калифорнии (съёмку вели с вертолета), начальный титр лениво сообщит зрителю, что фильм снят по книге-воспоминании «Кристально ясно», а закадровый голос главного героя в исполнении Джоша Хартнетта вкратце расскажет предысторию и дежурно процитирует Библию. Очевидно, что человек, практикующий метамфетоминовые трипы, а через какое-то время цитирующий послание к Римлянам, неспроста начинает вот так рефлексировать; видимо, какое-то потрясение в прошлом заставило его пересмотреть своё жизненное кредо. Режиссёр Скотт Во, ранее поставивший «Закон доблести» и «Need for Speed: Жажда скорости», уверенно помещает героя в какой-то отдельный, отдалённый от людей мир, оставляет один на один с поджидающими опасностями, противопоставляет застывшую царственную природу с тщетными метаниями муравья, и кажется, что Лемарк не в нескольких милях от цивилизации, а словно на другой планете, где путь к спасению заказан. Не замерзнёшь насмерть, так умрёшь с голоду, или волки разорвут, или лавина накроет… Словом, I'm so lost and lonely now (*строчка песни Korn – Love & Meth).
По мере того, как борющийся из последних сил за свою жизнь человек, а вместе с ним и зритель чувствуют приближение конца, Во настойчиво, но вполне грамотно для столь прямолинейной истории рушит линейность композиции, ввергая хартнеттовского персонажа в психопатологические репереживания, систематически всплывающие в сознании. И вот эти непроизвольные воспоминания, эти перманентные флешбэки, навеянные экстремальными условиями, помогают осознать ошибки прошлого, вспомнить, что «Лемарки никогда не сдаются», достичь ажитации, действовать, бороться, но главное – таки сделать один безгранично важный вывод. Любовь и мет здесь – как две противоборствующие стихии – нечто, что помогает спастись, и нечто совершенно губительное. «Я думал – стоит ли мне употребить оставшееся и пойти обратно наугад, или наркотический бред только ухудшит моё и без того плачевное положение? Ну, в конце концов, я решил всё-таки выкинуть мет, хотя это решение далось мне с большим трудом», – вспоминает Эрик. И когда силы на исходе, а надежда окончательно покидает, в запасе остаётся всего пара минут, чтобы записать на диктофон разряжающегося плеера главные слова близкому человеку; именно в этот момент происходит очищение, тот самый персональный катарсис, который, быть может, убедил высшие силы подарить страдальцу второй шанс. Не выживший, но родившийся заново!
Безусловно, «На глубине 6 футов» из ряда тех фильмов, на постеры к которым категорически напрашивается надпись «inspired by…», это ещё одна история жанра survival в духе «127 часов» и «Дикой» с Риз Уизерспун, перекликающаяся с тематически близкими «Замёрзшими» Адама Грина и «Схваткой» Джо Карнахана и, в свою очередь, пытающаяся поучать, вдохновлять, делать мир лучше. Здесь трудно чем-либо удивить, ведь провозглашаются хорошо знакомые прописные истины, о которых все мы, утопая в повседневной будничности, временами забываем; тем не менее, это достойный жанровый образец, выполненный по всем канонам. Что же до судьбы Лемарка, то после 8 дней скитаний по сьерра-невадовским снегам Эрик здорово потерял в весе и лишился обеих ног ниже колен, однако, взамен приобрёл нечто гораздо большее. Порой, чтобы понять, для чего тебе дана жизнь, сначала нужно немножко умереть.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 12 октября