ДЖИПЕРС КРИПЕРС 3 (JEEPERS CREEPERS 3)
2017, США, 101 мин.
Жанр: ужасы
Режиссер: Виктор Сальва
В ролях: Стэн Шоу, Габриэль Хоф, Брэндон Смит, Мег Фостер, Джонатан Брек, Джина Филипс
Каждую 23-ю весну на протяжении 23-х дней оно утоляет свой голод. Жадно вкушающий человеческий страх, терроризирующий жителей реднековского захолустья и всех, кто путешествует по солнечным просторам американской глубинки, неустанно каннибализирующий выродок на ржавом грузовике времён Второй мировой вновь начинает кровавую вакханалию. Мерзкое вороньё – как предвестник надвигающейся смерти, кошмарный гудок старой развалюхи – сигнал начала охоты, а непроизвольно звучащая старая песенка Луи Армстронга – это чтоб отплясать на костях жертв. В 2001 году Виктор Сальва явил миру классного монстра в своём стильном ретро-хорроре, что в гиковских кругах заслуженно обрёл статус культового. Там, если вспомнить, дурашливые отношения брата и сестры эволюционировали с называния друг друга членолизом и оторвой до взывания к монстру с компромиссным лозунгом «забери меня вместо него!», а недурная атмосферность и на редкость грамотное нагнетание саспенса делали из фильма конфету. Всё это было заменено чуть более дорогостоящей экшеновостью, юношеским максимализмом школьников-футболистов и шикарной решительностью Рэя Уайза в сиквеле, вышедшем спустя два года.
Третий же «Джиперс Криперс», которого, сложилось впечатление, пришлось ожидать чуть ли не 23 года – интерквел, и в этом видится его главная проблема. Ведь не называть же критичным то, что третье пришествие регенерирующего благодаря людским «запчастям» седовласого исчадия ада нисколечко не атмосферно и не пугающе (сие было утеряно еще в 2003-м), или то, что кадр порой источает дешевизну, или, скажем, несметное количество персонажей-идиотов, которым вот прямо поделом. Более всего смущает сама история о таинственном Крипере, глобально; она лишилась должного развития и упорно продолжает топтаться на одном месте, в то время как Сальве следовало бы потихоньку раскрывать карты. При этом на себя тянет одеяло и поддаёт динамики сюжетная линия хрестоматийного грузовика «Be Eating You» (BEATNGU): его теперь можно смело называть соратником монстра и полноценным антагонистом. Тюнинг этой рухляди столь убедителен, что в сети появился новый термин – крипермобиль, и сцены с пуленепробиваемой ловушкой на колёсах немного маскируют практически полное отсутствие сюжета как такового.
Сам же Крипер не столько откушивает человечинку и оргазмирует от запаха грязных трусов очередного задрота, сколько просто куражится, осознавая свою неуязвимость и превосходство над жалкими людишками. В первом фильме мы глядели на прибитые к стенам подвала обветшалой церкви пришитые друг к другу трупы, «мерзкое подобие сикстинской капеллы», а главное – получили эффектный ответ на вопрос «Jeepers Creepers, where’d ya get those eyes?». Сейчас же ответов нет и вовсе, так же, как и нет шок-сцен либо стержневой сюжетной линии с героями, которым таки хочется сопереживать. Получивший срок за педофилию ещё до того, как секс-скандалы стали мейнстримом, Виктор Сальва явно потерял форму. Его Крипер протирает пальцем окровавленное стекло дверцы авто, чтобы заглянуть в маленькую щель: здесь режиссёр оммажирует не ужастикам 80-х, а своему же оригиналу, но что, как не это признак творческой импотенции. Жаль, что для франшизы всё обернулось столь печальным образом, поэтому если четвёртая серия всё же увидит свет, Сальве нужно срочно менять подход. А то ведь Триш Дженнер пообещала отомстить за брата, и хочется, чтобы сделала она это феерично.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 16 ноября