СНЕГОВИК (THE SNOWMAN)
2017, Великобритания-США-Швеция, 119 мин.
Жанр: триллер
Режиссёр: Томас Альфредсон
В ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон, Дж.К. Симмонс, Вэл Килмер, Шарлотта Генсбур, Йонас Карлссон, Тоби Джонс
Норвежец Ю Несбё – общепризнанная международная литературная звезда. Его книги переведены на десятки языков, а самым известным произведением писателя считается серия детективных романов об инспекторе Харри Холе. Сюжеты про страдающего алкоголизмом сотрудника криминальной полиции долгое время просились на большой экран. Ожидалось, что первый фильм о приключениях бравого сыщика поставит Мартин Скорсезе. Но загруженный график американца не позволил мэтру взяться за постановку и проект перешёл в руки шведа Томаса Альфредсона – автора психологического вампирского триллера «Впусти меня» и детектива «Шпион, выйди вон!», поставленного по одноимённому роману Джона ле Карре.
Сюжет ленты рассказывает о маньяке, убивающем своих жертв исключительно в снегопад. За расследование берётся детектив Харри Холе (Майкл Фассбендер). Вместе со своей помощницей Катриной Братт (Ребекка Фергюсон) он должен поймать серийного убийцу, прежде чем тот не доберётся до новых жертв. Но отношения с бывшей женой Ракель (Шарлотта Генсбур), проблемы со спиртным, а также тайны из прошлой жизни мешают Холе докопаться до истины.
Имя режиссёра, как и интересный актёрский состав в лице не нуждающегося в представлениях Майкла Фассбендера, Ребекки Фергюсон («Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Живое»), Шарлотты Генсбур («Джейн Эйр», «Антихрист», обе части «Нимфоманки»), Хлои Севиньи («Парни не плачут», «Зодиак»), отличных артистов второго плана Дж.К. Симмонса («Одержимость», «Лига справедливости») и Тоби Джонса (сериал «Шерлок», «Первый мститель: Другая война») давали надежды на крепкую и увлекательную киноверсию книги. Однако кино получилось слабым и претенциозным. Холе Фассбендера совсем не похож на Холе Несбё, а сама лента вышла ощутимо слабее первоисточника.
В своих интервью Альфредсон заявлял, что ему не удалось сделать фильм таким, каким он его видел. В дело вмешались продюсеры, сильно видоизменив постановку. Отчасти его слова подтверждает рваный монтаж и общая повествовательная линия, скачущая от одного героя к другому, не успевающая сконцентрироваться ни на ком конкретно. Флэшбеки лишь усугубляют положение, превращая полотно в наспех сколоченный табурет – вроде бы вещь это функциональная и необходимая в хозяйстве, но ни о каких изысках не может идти и речи.
Отдельная незадача у «Снеговика» с темпоритмом. Фильм не просто неспешный – он усыпляющий. Лишь в финальной трети действие ускоряется, но этого не хватает, чтобы достойно распутать клубок загадок и тайн, расставить все точки над i. Персонажей здесь слишком много, и не каждому уделяется необходимое внимание. Герои не успевают раскрыться, и даже снятые Дионом Биби («Мемуары гейши», «Грань будущего») завораживающие виды заснеженного Осло не спасают положение. Вместо саспенса нам подтасовывают вялотекущее действие, вместо интересных и объёмных героев – трафаретные поделки на них, вместо интриги – имитацию следствия, вместо напряжённого противостояния детектива и убийцы – разыгранный с театральной точностью, но стремящийся выглядеть реалистично и оттого смотрящийся нелепо триллер. Кроме отличной картинки, фильм может похвастать лишь приличным саундтреком от Марко Белтрами («Я, робот», «Поезд на Юму», «Матильда»).
«Снеговик» отчасти синонимичен предыдущей работе шведа. Но если столь же медитативный «Шпион, выйди вон!» мог похвастаться отличным сценарием и хорошо прописанными персонажами, то новая постановка Альфредсона лишена и этого. Сценарий тут явно слаб, а меланхоличные Харри, Катрина и Ракель едва ли способны вызвать у зрителя сопереживание.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 23 ноября